Августа в сонм богов вознесла достославная старость...

(Авсоний "О двенадцати цезарях по Светонию", IV в.)

Когда Август на земле воцарился,
истребляется народов многовластие;
когда Бог от Пречистой воплотился,
упраздняется кумиров многобожие...

(Кассия, IX в.)

Гай Юлий Цезарь Октавиан Август (Гай Октавий Фурин). Фрагменты


Статуя Августа, приносящего жертву, из Виа Лабикана. Ок. 10 г. н.э. Нац. музей, Неаполь.

Это собрание является первой русскоязычной попыткой собрать фрагменты сочинений первого римского принцепса (о существовании иностранных собраний у меня точных данных нет). Разумеется, оно является неполным в силу того, что доступа ко многим источникам у меня нет. Однако как первый опыт, думаю, оно не покажется особенно неудачным.

Август является одной из ключевых фигур истории античности. Противоречивая личность, он был жесток на пути к власти и мудр во время правления. Историки в один голос называют его самым счастливым принцепсом. Приёмный сын великого Юлия Цезаря и отчим злодея Тиберия, человек, при котором латинская литература пережила "золотой век" - век Вергилия, Горация, Овидия, Тита Ливия, Витрувия. Все эти и многие другие стороны личности и времени Октавиана Августа данное собрание в той или иной мере раскрывает. Весьма закономерно, что во времена такого расцвета латинского слова император сам оставил (увы, не нам) столь обширное наследие - в общей сложности не менее 40 (в античном понимании) книг. Они были неодинаковы по художественным достоинствам. Едва ли можно назвать Августа хорошим поэтом - эпиграммы писались им в бане, единственная сохранившаяся из них - непристойного содержания. Трагедию он написать просто не смог. К сожалению, не сохранилось цитат из его поэмы "Сицилия". Из "О своей жизни" точных цитат тоже нет (только ссылки у Аппиана, Светония, Плутарха, Диона Кассия) - надо предполагать, это было обычное мемуарное повествовование, однако наверняка интересное оценками, которые Август мог давать не лучшим эпизодам своей биографии - в одном из фрагментов, имеющихся в этом собрании, это легко прослеживается. (В "Деяниях божественного Августа" император также, сглаживая некоторые острые углы, показывает нам образ идеального правителя. Также стоит заметить, что Азиний Поллион во время правления Августа написал сочинение о гражданских войнах в 17 книгах, со многими не вполне угодными оценками: не исключено, что в том числе и этому труду Август противопоставлял своё жизнеописание.) Воспоминания о пасынке Друзе можно считать обычным примером жанра восхищённого повествования о жизни (образцом которого является сочинение Николая Дамасского об Августе). В какой-то мере представить себе его можно по фрагментам речей и писем к Тиберию или о Тиберии. Однако нельзя не заметить, например, качества его писем - взять хотя бы письмо к Ливии по поводу Клавдия с замечательным смешением греческого и латыни! Не исключено, что были качественными и его юмористические произведения (доподлинно известно о существовании пародии на Мецената) - он, что опять же следует из некоторых фрагментов, был способен на шутку (см. письма к Меценату, Горацию, Вергилию, поэтические строки-экспромт). Интересно проследить, как Август иногда притворно сомневался, не стоит ли вернуться к республике, однако потом написал "Возражения к Бруту о Катоне" - произведение, несомненно, антиреспубликанское. Видимо, нравоучительное сочинение "Поощрение к философии" было выдержано в духе стоицизма с эклектичными элементами. Стоит заметить, что приближённым "философом Августа" был Арий, по этическим воззрениям, вероятно, близкий к Сенеке, и, в частности, утешал Ливию после смерти сына (рассказывает об этом тот же Сенека): она не должна отказывать себе в удовольствии выслушивать друзей, напоминающих о её сыне, должна помнить о подаренных им счастливых минутах и не должна гнаться за "глупым тщеславием прослыть самой несчастной из женщин". Арий упоминается в одном из фрагментом речей.

Для удобства я коротко поясню собрание. Название первого раздела "Стиль письма" не нуждается в пояснениях - это несколько свидетельств, взятых у Светония.

Раздел "Прозаические произведения", как большинство, разбит по подразделам. В первом содержатся свидетельства о написанном Августом; во втором ("О своей жизни") - немногочисленные ссылки на мемуары Октавиана (некоторые предположительные); в третьем - фрагменты, происхождение которых сложно установить. К примеру, фрагмент из Светония, в котором в насмешливом, даже издевательском тоне говорится о стиле письма Марка Антония, может быть не из письма к нему (что следует из обращения), а, например, из какого-то сатирического произведения. Литература как орудие насмешки над Антонием Цезарем Октавианом, несомненно, использовалась (см. раздел "Поэтические произведения", подраздел "Эпиграммы").

В разделе "Поэтические произведения" приводятся, помимо свидетельств, единственная оставшаяся цитата из эпиграммы Августа и несколько поэтических строк императора, сочинённых им по ходу "комедии жизни".

Самый крупный раздел собрания - "Письма" - включает письма Августа, систематизированные по адресатам, а также свидетельства Светония о стиле писем с примерами-цитатами. Эти письма отражают весь жизненный путь Октавиана - начиная от его прибытия в Рим после смерти Юлия Цезаря в возрасте около 20 лет и до писем императора, где говорится в том числе и о будущих принцепсах - не только о Тиберии, но и о Клавдии, и о Калигуле. Во многом письма (это касается особенно не точных цитат, а ссылок или упоминаний) являются ценными не для понимания Августа как литератора, а с исторической точки зрения.

В разделе "Речи" приводятся все найденные мной упоминания речей Августа и ссылок на них. Там же приведены свидетельства об обучении будущего императора красноречию и риторике.

Раздел "Разное" делится на четыре подраздела. В первом приводится по Аппиану текст проскрипций триумвиров Октавия Цезаря, Марка Антония и Марка Лепида. Этот документ являлся своего рода "продолжением" дела диктатора Суллы, который проскрипциями 82 г. до н. э. избавлялся от неугодных. Правда, в этом случае массовые убийства совершались по воле уже трёх человек, причём входили в списки не только личные враги, но и друзья врагов, враги друзей, просто богатые люди. Подробно о последствиях проскрипций и о массовых смертях рассказывает тот же Аппиан после приведённого текста. Второй подраздел включает единственную известную мне цитату из эдикта триумвиров. Третий - три точные цитаты из постановлений и эдиктов Августа-императора. Я посчитал бессмысленным собирать весь огромный блок свидетельств о подобных документах, а привёл лишь точные цитаты, то есть то, что можно назвать фрагментами Августа. Четвёртый раздел представлен двумя надписями, возможно, сделанными Августом, и одним свидетельством Плиния Старшего о надписи.

Раздел "Завещание" включает прежде всего изложение содержания завещания Августа. К этом завещанию Август приложил три свитка. Свидетельства о содержании 3 свитка - в этом же разделе. "Деяния божественного Августа", составлявшие 2 свиток, приведены отдельным разделом. Это единственное более-менее сохранившееся сочинение Августа, сжатое и сухое изложение сделанного за жизнь, этакая очень краткая автобиография. В ней, помимо прочего, содержатся ценные социально-экономические данные, в особенности же интересны содержащиеся там основы идеологии принципата в описании её основателя.

Итак, после этого краткого вступительного очерка вполне можно переходить к собственно собранию. Оно, пусть даже весьма несовершенно и неполно, надеюсь, может поспособствовать пониманию уникальной фигуры первого принцепса Древнего Рима. С радостью принимаются любые дополнения или уточнения (в особенности это касается Плиния, о чём см. раздел "Прозаические произведения"). Хочется думать, что в самом скором времени оно станет уже ненужным, уступив место гораздо более полному русскоязычному собранию.

Стиль письма - Примечания

Прозаические произведения - Примечания

Поэтические произведения - Примечания

Письма - Примечания

Речи - Примечания

Разное - Примечания

Завещание - Примечания

Деяния Божественного Августа

Библиография (источники фрагментов, переводчики, авторы примечаний)



Главная страница

© Арсений Князьков, 2003