Гай Юлий Цезарь Октавиан
Август (Гай Октавий Фурин). Фрагменты.
Разное
Проскрипции триумвиров
Аппиан. Римская история. Кн. XVI (= Гражданские войны,
IV). 8. Проскрипции формулированы были так: «Марк Лепид, Марк Антоний и Октавий
Цезарь, избранные для устройства и приведения в порядок государства, постановляют
следующее: если бы негодные люди, несмотря на оказанное им по их просьбе сострадание,
не оказались вероломными и не стали врагами, а потом и заговорщиками против
своих благодетелей, не убили Гая Цезаря, который, победив их оружием, пощадил
по своей сострадательности и, сделав своими друзьями, осыпал всех почетными
должностями и подарками, и мы не вынуждены были бы поступить столь сурово с
теми, кто оскорбил нас и объявил врагами государства. Ныне же, усматривая из
их заговоров против нас и из судьбы, постигшей Гая Цезаря, что низость их не
может быть укрощена гуманностью, мы предпочитаем опередить врагов, чем самим
погибнуть. Да не сочтет кто-либо этого акта несправедливым, жестоким или чрезмерным;
пусть он примет во внимание, что испытал Гай Цезарь и мы сами. Ведь они умертвили
Цезаря, бывшего императором, верховным понтификом, покорившего и сокрушившего
наиболее страшные для римлян народы, первого из людей, проникшего за Геркулесовы
столпы в недоступное дотоле море и открывшего для римлян неведомую землю, умертвили
среди священного места во время заседания сената, на глазах у богов, нанеся
ему 23 раны; это те самые люди, которые, будучи захвачены им по праву войны,
были пощажены им, а некоторые даже назначены в завещании наследниками его состояния.
Остальные же вместо того, чтобы наказать их за такое преступление, поставили
запятнанных кровью на должности и отправили управлять провинциями. Пользуясь
этим, они расхитили государственные деньги, а теперь собирают на эти средства
армию против нас, требуют других войск еще от варваров, постоянных врагов римского
могущества. Из городов, подчиненных римскому народу, одни, ввиду оказанного
ими неповиновения, они предали огню, сравняли с землей или разрушили, другие
же города, терроризованные ими, они восстанавливают против отечества и против
нас.
9. Некоторых из них мы уже казнили, остальные, вы скоро это увидите, понесут,
с помощью божества, кару. Но хотя важнейшие дела в Испании, Галлии и в Италии
уже выполнены нами или находятся на пути к разрешению, все-таки еще остается
одно дело — поход против находящихся по ту сторону моря убийц Цезаря. Если мы
хотим вести эту внешнюю войну для вашего блага, то нам кажется, ни вы, ни мы
не будем в безопасности, оставив в тылу прочих врагов, которые нападут во время
нашего отсутствия и будут выжидать удобного случая при всех превратностях войны.
С другой стороны, лучше не медлить с ними в таком спешном деле, но уничтожить
их всех немедленно, коль скоро они начали против нас войну еще тогда, когда
постановили считать нас и наши войска врагами.
10. И они готовы были погубить столько тысяч граждан вместе с нами, невзирая
ни на возмездие богов, ни на ненависть людей. Никаких страданий народные массы
не испытают от нас, и мы не станем выделять в качестве врагов всех тех, кто
разошелся с нами или злоумышлял против нас, или кто выдается своим чрезмерным
богатством, влиянием, и не в таком количестве пострадают они, в каком другой
диктатор, бывший до нас, умертвил, он, который также восстанавливал государство
среди гражданской войны и которого вы за его деяния назвали Счастливым; правда,
неизбежно, чтобы у троих было врагов больше, чем у одного. Мы будем карать только
самых закоренелых и самых виновных. И это столько же в ваших интересах, сколько
лично в наших. Неизбежно, что во время нашей борьбы вы все, находясь между враждующими
сторонами, будете сильно страдать. Необходимо далее, чтобы и армия, оскорбленная
и раздраженная, объявленная нашими общими противниками вражескою, получила некоторое
удовлетворение. И хотя мы могли приказать схватить тех, о которых это было решено,
немедленно, мы предпочитаем предварительно опубликовать их список, чем захватить
их врасплох. И это опять-таки в ваших интересах; чтобы не было возможности разъяренным
солдатам неистовствовать по отношению к невиновным, но чтобы солдаты, имея в
руках списки проверенных по числу и названных по именам лиц, воздерживались,
согласно приказанию, от насилия по отношению ко всем остальным.
11. Итак, в добрый час. Никто не должен давать приют у себя, скрывать, отправлять
в другое место или давать себя подкупать деньгами; всякого, кто будет изобличен
в том, что он спас или оказал помощь, или только знал об этом, мы, не принимая
во внимание никаких отговорок и просьб о прощении, включаем в проскрипционные
списки. Головы убитых пусть приносят к нам за вознаграждение в 25.000 аттических
драхм за каждую, если приносящий свободнорожденный, если же раб, то получит
свободу, 10.000 аттических драхм и гражданские права своего господина. Те же
награды назначаются и доносчикам. Никто из получающих награды не будет вноситься
в наши записи, и имя его останется неизвестным».
Постановления, эдикты триумвиров
Аппиан. Римская история. Кн. XVI (= Гражданские войны, IV). 38. Мессала, молодой человек благородного происхождения, бежал к Бруту. Опасаясь его высокомерия, триумвиры издали следующий эдикт: «Поскольку Мессала, как доказали нам его родственники, даже и не был в Риме, когда убит был Гай Цезарь, он исключается из списков осужденных».
Постановления, эдикты императора Августа
Светоний. Божественный Август. 28. (2) Об этом решении <не восстанавливать республику> он не раз заявлял вслух, а в одном эдикте он свидетельствует о нем такими словами: "Итак, да будет мне дано установить государство на его основе целым и незыблемым, дабы я, пожиная желанные плоды этого свершения, почитался творцом лучшего государственного устройства, и при кончине унес бы с собой надежду, что заложенные мною основания останутся непоколебленными". И он выполнил свой обет, всеми силами стараясь, чтобы никто не мог пожаловаться на новый порядок вещей.
Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVI, 6. 2. "Цезарь Август, верховный
жрец, облечённый властью народного трибуна, объявляет: ввиду того, что народ
иудейский не только в настоящее время, но и прежде, особенно при отце моём,
императоре Цезаре, являл себя преданным римскому народу, особливо когда иудейским
первосвященником был Гиркан, я и присяжные советчики мои, по решению римского
народа, постановляем: чтобы иудеи пользовались правом невозбранно жить по своим
законам, как то было при первосвященнике Всевышнего Гиркане; чтобы священные
деньги были неприкосновенны, посылались в Иерусалим и вручались там казначеям
иерусалимским; чтобы иудеев не привлекали в судебные заседания ни по субботам,
ни накануне суббот с девятого часа. Если кто-нибудь будет уличён в краже священных
книг или священных денег из молитвенного дома или залы иудейского совета, тот
будет обвинён в кощунстве, а имущество его поступит в римскую казну. Свидетельство,
данное мне иудеями относительно моего гуманного отношения ко всем людям, а также
о Гае Марции Цензорине, равно как настоящее постановление, я приказываю вывесить
в знаменитом посвящённом мне всеми жителями Азии храме анкирском1.
Кто нарушит в чём-либо это постановление, будет жестоко наказан". Это было
записано на колонне в святилище Цезаря.
3. "Император посылает привет свой Норбану Флакку. Все те иудеи, которые
по древнему обычаю собирают и отправляют в Иерусалим священные деньги, пусть
делают это беспрепятственно".2
Надписи
Надпись из. Е. Тригеста (совр. Триест). "Император Цезарь, избранный в консулы в третий раз, триумвир по устройству государства во второй раз, соорудил стену и башни".3
Надпись из Рима. "Император Цезарь Август, сын божественного (Юлия Цезаря), великий понтифик, консул в одиннадцатый раз, наделённый властью народного трибуна в четырнадцатый раз, из пожертвований, которые ему в его отсутствие принёс римский народ в январские календы, в консульство Юлла Антония и Африкана Фабия, посвятил Меркурию".4
Плиний Старший. Естествознание. XXII. VI. <...> Варрон сообщает, что Эмилиан Сципион тоже был награждён <травяным> венком за освобождение от осады, в Африке, в консульство Манилия, за то что спас 3 когорты, выведя для спасения их столько же когорт. Об этом и на статуе его на Форуме Августа божественный Август сделал надпись. <...>