ДИОН ХРИСОСТОМ.
ИЗБРАННЫЕ РЕЧИ.

ПРИМЕЧАНИЯ

Тексты приводятся по книгам:
А. Тахо-Годи. Дион Хрисостом - Античность в контексте современности. М., Изд-во МГУ, 1990. С. 191-192.
И. Нахов [Дион-философ] (Из статьи "Очерк истории кинической философии".) - Антология кинизма. М., "Наука", 1984. С. 42-44.
Речь 6 - Антология кинизма. М., "Наука", 1984. С. 315-327. Пер. М. Грабарь-Пассек. Прим. (И. Нахов) - с. 383-384.
Речь 7 - Поздняя греческая проза. М., Гос. изд-во художественной литературы, 1961. С. 63-85. Пер. М. Грабарь-Пассек. Прим. (С. Полякова) - с. 658-659.
Речь 8 - Антология кинизма. М., "Наука", 1984. С. 327-334. Пер. М. Грабарь-Пассек. Прим. (И. Нахов) - с. 384-385.
Речь 9 - Антология кинизма. М., "Наука", 1984. С. 334-339. Пер. М. Грабарь-Пассек. Прим. (И. Нахов) - с. 385.
Речь 10 - Антология кинизма. М., "Наука", 1984. С. 339-348. Пер. М. Грабарь-Пассек, И. Нахова. Прим. (И. Нахов) - с. 385-386.
Речь 12 - Ораторы Греции. М., "Художественная литература", 1985. С. 283-303. Пер. Н. Брагинской, М. Грабарь-Пассек. Прим. (И. Ковалёва, О. Левинская) - с. 466-472.
Речь 18 - Ораторы Греции. М., "Художественная литература", 1985. С. 304-336. Пер. Н. Брагинской. Прим. (И. Ковалёва, О. Левинская) - с. 472-477.
Речь 21 - Античность в контексте современности. М., Изд-во МГУ, 1990. С. 174-179. Пер. О. Смыки. Прим. (А. Тахо-Годи) - с. 192-194.
Речь 36 - Поздняя греческая проза. М., Гос. изд-во художественной литературы, 1961. С. 92-97. Пер. М. Грабарь-Пассек. Прим. (С. Полякова) - с. 659-660.
Речь 51 - Античность в контексте современности. М., Изд-во МГУ, 1990. С. 179-182. Пер. О. Смыки. Прим. (А. Тахо-Годи) - с. 194.
Речь 53 - Античность в контексте современности. М., Изд-во МГУ, 1990. С. 182-185. Пер. О. Смыки. Прим. (А. Тахо-Годи) - с. 194-195.
Речь 55 - Античность в контексте современности. М., Изд-во МГУ, 1990. С. 185-191. Пер. О. Смыки. Прим. (А. Тахо-Годи) - с. 195.

VI. Диоген, или О тирании

1. Персидский царь (во времена Диогена это был Дарий Кодоман, 336—331), чей двор славился своей роскошью, иногда жил в Бактрах, столице Бактрии (современная Туркмения), иногда — в Экбатанах, столице Мидии, горной стране к западу от Ирана.
2. Этимологически слово «Аттика» возводится к греч. acte — «побережье, береговая страна». И действительно, Аттика представляет собой полуостров с сильно изрезанной береговой линией.
3. Сунион — южная скалистая оконечность Аттики, Пирей — самая крупная морская гавань Афин, расположенная в Сароническом заливе в 8 км к юго-востоку от города.
4. Коринф, расположенный на берегу одноименного залива, овевается северными ветрами со стороны Ионического и Адриатического морей.
5. Акрокоринф— господствующий над городом огромный холм и одноименный акрополь (крепость) со знаменитым храмом Афродиты. Лехей — одна из двух гаваней Коринфа, расположена на берегу Коринфского залива, другая гавань (Кенхрея) — на побережье Саронического залива.
6. Краний — кипарисовая роща и гимнасий в пригороде Коринфа. Еще во времена Павсания (II в. н. э.) здесь показывали могилу Диогена. Пропилеи — парадный вход на афинский Акрополь. По периметру Афины, включая стены и гавани, составляли более 35 км.
7. Эпитет Афродиты золотая (Гомер. Илиада, V, 427) связан, вероятно, прежде всего с богатством украшений ее изваяний в храмах (ср.: Гесиод. Труды и дни, 519). Что же касается Диогена, то он остается верен себе и, прибегая к игре слов, называет ее насмешливо «многозлатой», намекая на то, что Афродита (любовь) стоит много денег.
8. Поликсена — дочь Приама и Гекубы. После падения Трои она была принесена в жертву Ахиллу его сыном Неоптолемом. Тень Ахилла в Аиде требовала послать ее к нему в подземное царство в качестве награды за взятие Трои.
9. У Гомера эту мысль можно встретить очень часто; см., напр.: Одиссея, IV, 805: «Боги, живущие легкою жизнью...».
10. Рассказывают, что Ксеркс нашел недалеко от берега реки Меандр платан необыкновенной красоты. Царь был так восхищен, что велел украсить дерево золотом и назначил одного из своих гвардейцев присматривать за ним.
11. Еще со времен Аристотеля ученые стали собирать пословицы. Один из них, Зеновий, живший во II в. н. в., приводит в своем сборнике подходящую к этому случаю пословицу: «Старому коню и бежать осталось меньше...».
12. Еврипид. Орест, 6.
13. Диоген имеет в виду сильное землетрясение, уничтожившее в 464 г. до н. э. почти целиком город Спарту и унесшее около 20 тыс. человеческих жизней.
14. Гомер. Одиссея, X, 241—243.

VII. Эвбейская речь, или Охотник

1. «Илиада», II, 536—46.
2. Имеется в виду Домициан.
3. Башни.
4. Театр был обычным местом для различного рода собраний.
5. Царь Эвбеи Навплий, чтобы отомстить за казненного под Троей сына, зажег над Кафарейскими скалами огни; плывшие домой греки были введены этими огнями в заблуждение и погибли.
6. Автор обыгрывает многозначность слова талант: горожанин понимает под ним денежную единицу, а охотник — единицу веса.
7. Общественное здание, где заседали пританы — члены городского совета; там же за государственный счет получали питание сами пританы, заслуженные граждане и почетные гости.
8. Эврипид, «Электра», 424-5.
9. «Одиссея», XVII, 455 сл. Перевод В. Жуковского.
10. «Одиссея», XVII, 549; XIX, 306 сл.
11. «Одиссея», XXI, 285 сл.
12. «Одиссея», XVII, 10 сл.
13. Легендарный народ феаков гостеприимно принял попавшего на их остров Одиссея, щедро одарил и доставил на родину.
14. Подразумевается троянский царевич Парис, похититель супруги Менелая. Елены и виновник Троянской войны.
15. Имеетея в виду Ифигения, принесенная в жертву, чтобы боги послали попутный ветер греческому воинству, которое не могло отплыть в Трою.
16. Эврипид, «Электра», 404 сл.
17. Очевидно, речь идет о стоике Клеанфе, который был очень беден и работал ночами, чтобы иметь возможность изучать философию.
18. Софокл, фрагмент 85.
19. «Маргит», фрагмент 2. Поэма, вопреки традиции, приписана Дионом Гесиоду, а не Гомеру.
20. Мысль автора нужно понимать следующим образом: как хоры состязаются друг с другом, так Дион, защищая неимущих, выступает против богачей.
21. Смирна и Хиос считались родиной Гомера, Аргос — главный город Арголиды, — как и вся область, носящая это же название, были некогда под властью царя Агамемнона.
22. По-видимому, намек на Платона: в его «Государстве» определяется понятие справедливости, а затем следует описание основанного на справедливости идеального государства.
23. Намек на миф, согласно которому Зевс превратился в золотой дождь и так проник к своей возлюбленной Данае, запертой в медный терем или каменную темницу.
24. Подразумеваются мифы об Европе, Амнионе и т. п.
25. «Илиада», XVI, 180. Перевод Н. Гнедича. Гомер матерью Эвдора называет Полимелу.
26 Так в Спарте во время Мессенской войны называли сыновей незамужних девушек.
27. Снова намек на миф о Данае.

VIII. Диоген, или О доблести

1. Данная речь, как и ряд других, была написана Дионом в изгнании, поэтому, говоря о судьбе Диогена, он имел, конечно, в виду и себя. Среди названных философов Аристипп — основатель гедонистической школы киренаиков, Антисфен — основатель кинической школы, Евклид — историк. После возвращения на родину вместе с другими наемниками, участвовавшими в походе Кира Младшего (401 г. до н. э.), Ксенофонт был осужден в 399 г. на изгнание и служил Спарте.
2. Спортивные Истмийские игры в честь Посейдона проводились близ Коринфа на Истмийском перешейке раз в два (иногда в четыре) года начиная с VI в. до н. э., весной.
3. Как и другие города, Афины ежегодно подвергались очищению. Это происходило по древнему календарю 6-го таргелиона (24 мая) перед прибытием в город Аполлона. Для этой цели избирались два человека, их кормили особым образом, затем гнали вокруг города, потом подвергали бичеванию и в конце концов убивали, затем трупы сжигали, а пепел выбрасывали в море (впоследствии казнь заменилась изгнанием). Таким образом, жертвы как бы брали на себя преступления всей общины.
4. Венками из сосновых веток награждали победителей Истмий-ских игр, а олимпийских чемпионов увенчивали венками из масличных веток.
5. В амфиктионии (священной лиге), которая покровительствовала Пифийским играм, ведущую роль играли фессалийцы.
6. Гомер. Илиада, XV, 696 сл. / Пер. Н. Гнедича.
7. Зет и Калаид, сыновья Борея, принимали участие в походе аргонавтов, отец Ахилла Пелей участвовал в Калидонской охоте.
8. Дион употребляет здесь игру слов, заставляя сопоставить два греческих слова: athlos и athlios (груд и несчастье).
9. Еврисфей — микенский царь, который, для того чтобы очиститься от убийства своей жены и детей в припадке безумия, приказал Гераклу совершить двенадцать подвигов.
10. Одним из подвигов, которые надлежало совершить Гераклу, было овладение поясом царицы амазонок Ипполиты, дочери Ареса, для дочери Еврисфея.
11. Дион аллегорически трактует знаменитый миф о Прометее, представляя дело так, что героя пожирал не коршун, а людская молва, честолюбие.

IX. О состязаниях (Истмийская речь)

1. Истмийские игры, которым посвящена, как и предыдущая, данная речь, использованы Дионом (и Диогеном) для пропаганды кинических взглядов. Об Истмийских играх см. выше, примеч. 2 к речи VIII.
2. Массилия — совр. Марсель, Борисфен — наиболее значительная причерноморская греческая колония, которая была расположена на юге нашей родины на месте слияния Днепра (Борисфен) и Буга (Гипанис).
3. В последних частях «Одиссеи» рассказывается о том, как обнаглевшие женихи заполонили дворец отсутствовавшего хозяина и пытались соблазнить верную ему Пенелопу.
4. Греческая мера длины стадий равна 178,6 м (олимпийский стадий равен 192,27 м).
5. Ахилл, мстя за гибель Патрокла, трижды обежал стены Трои в погоне за Гектором, но так и не догнал его (Илиада, XXII, 21).
6. Речь идет о жене Терея Прокне, превратившейся в соловья.

X. Диоген, или О слугах

1. Эта речь написана также в изгнании, и вопросы, мучившие Диогена, в этот период вновь и вновь встают перед мысленным взором Диона Хрисостома. Прежде всего это вопрос о рабстве и собственности. Коринф — последнее местопребывание Диогена.
2. Актеон — сын Аристея и дочери Кадма Автонои — знаменитый охотник; однажды он подсмотрел, как купалась Артемида со своими нимфами. За это богиня превратила его в оленя, которого растерзали собственные собаки.
3. «Познай самого себя» — первая из трех надписей, начертанных на храме Аполлона в Дельфах.
4. См.: Гомер. Илиада, XX, 74.
5. Что за птица кюминдис (халкида), установить не удалось. О «Могиле Марины» см.: Гомер. Илиада, II, 813 ел.
6. Лай — фиванский царь, отец Эдипа, убившего по случайному стечению обстоятельств своего отца и женившегося на своей матери Иокасте. См.: Софокл. Царь Эдип.
7. Хризипп — сын Пелопса, обесчещенный Лаем. Мальчик покончил с собой, а отец проклял насильника.
8. Оракул, как всегда, был довольно туманным и мог пониматься двояким образом: избегать зачатия, но если оно случилось, то: 1) выбросить ребенка; 2) не выбрасывать младенца.
9. Это значит, что Лай не сумел разгадать смысл ответа Аполлона.
10. Лидийский царь Крез обратился к дельфийскому оракулу с вопросом, может ли он пойти войной на Персию. Получив ответ, что в этом случае он погубит великую державу, не понял, что это может обозначать гибель его собственного царства. См.: Геродот, I. 53 сл.
11. Орест — сын Агамемнона и Клитемнестры. Мстя за убийство отца, он убил мать и, о'безумев, бежал, преследуемый эриниями. Миф лег в основу трилогии Эсхила «Орестея», трагедии «Орест» Еврипида и др.
12. Необходимо отметить здесь характерную для киников острую критику оракулов. Уже во II в. н. э. появился памфлет Эномая Гадарского «Обличение обманщиков».
13. После нечаянного убийства Эдип пришел в Фивы, там он разгадал загадку Сфинкса: кто утром ходит на четырех ногах, на двух — днем и на трех — вечером (человек). Этим он погубил чудовище.
14. В древности беотийцы славились как тугодумы и недалекие люди. Их глупость вошла в поговорку.

XII. Олимпийская речь, или Об изначальном сознавании божества

Речь была произнесена в Олимпии в 97 году перед огромной аудиторией собравшихся на Олимпийские игры. После введения (1-26) Дион ставит вопрос: рассказать ли о Дакии, откуда он только что вернулся, или к случаю больше подходит тема, связанная с грандиозной Фидиевой статуей Зевса, в виду которой собрались слушатели? Дион избирает второй путь, начав с рассуждения об источниках богопознания, к которым, отправляясь от «общих мест» современного ему стоицизма, причисляет: 1) врожденное и подтверждаемое самим прекрасным и разумным миропорядком представление о божестве (27-34); 2) представление благоприобретенное а) добровольно (через внушения поэтов) и б) принудительно (через предписания законодателей) (39-40). В качестве еще одного источника богопознания Дион рассматривает изобразительное искусство. Вся последующая часть (44 и сл.) представляет собой воображаемую речь Фидия, выступающего с защитой распространяемых художниками представлений о богах. Речь Фидия — это не только бесценный материал по позднеантичной эстетике (ни у одного античного автора до Диона мы не находим столь детального рассмотрения вопросов теории пластического искусства): многие мысли оказались плодотворными и для нового времени. Проблема различия в поэзии и пластике средств, возможностей и самого характера творческого процесса стала главной в «Лаокооне» Лессинга, а мысль о символичности изобразительного искусства предвосхитила многие идеи современной эстетики.

1-4. Сове уподобляется философ, под павлином подразумевается софист, под соловьем и лебедем — поэт.
6. ...сова любезна Афине... — Сова — священная птица богини Афины, ее атрибут, указывающий на древнее зооморфическое прошлое богини (ср. эпитет Афины — «совоокая»). ...удостоилась резца Фидия... — Видимо, сова была изображена на пьедестале статуи Афины Защитницы (Промахос), стоявшей на Акрополе; поскольку статуя не сохранилась; упоминание Диона ценно для истории искусства. ...Перикла и себя самого... изобразил на щите лишь тайком. — Считается, что Фидий оставил портреты — свой и Перикла — в виде участников битвы греков с амазонками, изображенной на щите другой статуи — Афины Девственницы (Парфенос) из Парфенона. Тайком это было сделано потому, что изображение людей вместе с богами считалось кощунством.
7. Птичий клей. — Его делали из омелы, растущей на ветвях дуба, и использовали для ловли птиц.
9. ...привлеченные моим видом... - Во времена Диона необходимой принадлежностью философа считались длинные волосы и борода; сума, посох и короткий плащ на голое тело дополняли облик странствующего философа кинико-стоической ориентации.
10-12. Софист Дион, нося и, так сказать, «исповедуя» маску ученика Сократа, считает своим долгом вслед за Учителем иронизировать над софистами.
10. ...в Вавилоне... Нина и Семирамиды... — По преданию, вавилонский царь Нин и его жена Семирамида основали Ниневию, а не Вавилон. Бактра, Сузы, Палиботра. — Для слушателей Диона названия эти символизировали далекие, полные богатств и чудес края. В индийском городе Палиботре жил известный этнограф IV в. до н. э. Мегасфен, автор сочинения об Индии.
11. ...богатство непременно следует за добродетелью. — Одной из основ стоической этики было представление о взаимозависимости добродетелей. В «смягченных» вариантах стоицизма к «добродетелям» причислялись и внешние блага — здоровье, богатство. Сопоставляя эти теории, Дион обнажает вульгарное представление о добродетели как о выгодном приобретении, дающем доход. Игра с расхожими мнениями осложнена и реминисценцией из Гесиода, согласно которому за богатством, нажитым трудом, следуют почет и добродетель.
12. ...перед этим богом... — Дион указывает на статую Зевса.
...после перенесенных несчастий... — Дион был выслан из Италии новым императором Нервой. Ссылка способствовала перемене образа мыслей: отвращению от софистики и обращению к философии — мудрости заброшенной и зачерствелой. При этом притворно выражается тоска по учителям, полным жизни, то есть софистам.
13. ...ибо я сам ничего не знаю... — Ср. высказывание Сократа в «Апологии Сократа» Платона: «Из вас, люди, мудрее тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего поистине не стоит его мудрость». Так Дион указывает на свое духовное родословие, восходящее к Сократу.
14. Гиппий — софист, современник Сократа. Пол — ученик софиста Горгия (см. с. 8).
16. ...как их называет Гомер... — «Одиссея» (II, Ш).
16-20. Дион вспоминает о своем путешествии в Дакию, к завоеванию которой готовилась в то время Римская империя (Вторая Дакская война). Истр — современный Дунай. Геты (лат. даки) - греческое название племени фракийского происхождения. Мисийцы — в период империи жители Мезии (в Северной Фракии), ставшей с 29 г. римской провинцией; Гомер называет мисийцами совсем другое племя — в Малой Азии.
17. «...без щита, без шелома...» — «Илиада» (XXI, 50).
19. ...словно скакуны перед канатом... — Подразумевается стартовый барьер в конских ристаниях.
20. ...являющийся в лагерь... вызволять свою дочь... — Намек на жреца Хриса из «Илиады» (I, 13—15). Ср. также «Троянскую речь» (коммент. к 37). Златой жезл — атрибут жреца; под священным венком божества подразумевается гирлянда или венок из лавра, которыми украшали статую Аполлона: Хрис как жрец этого бога взял их в знак мольбы. ...одних... и других... — То есть римлян и даков.
21. Великая река — Истр (Дунай).
23. ...перечисление вождей... — Речь идет о «Каталоге кораблей» в «Илиаде» (песнь II).
24. «Вас, пиерийские Музы...» — Гесиод, «Труды и дни» (1-8). Перевод В. Вересаева.
25. ...дети Элиды... — В Элиде (запади, часть Пелопоннеса) находилась Олимпия.
26. «Рек, и во знаменье черными...» — «Илиада» (IV, 528-530). ...на беседе у философа? — Беседа (диатриба) — обычная для времени Диона форма учебных занятий философией.
27. ...о естестве предводителя Вселенной... — Ср. 34, 74 и 81 и коммент. к 42 и 81. Мистагог — букв, «вводящий в мистерии».
28. ...в самой его сердцевине... — Дион исходит из положения стоиков о тождестве Вселенной и Бога.
30. Первая пища, вторая пища. — Описание Земли как матери, породившей из себя и вскормившей своими соками первых людей, находим в поэме Лукреция «О природе вещей»; ср. также Овидий («Метаморфозы», I, III) — о том, что в эпоху молодости Земли «реки текли молока и реки нектара». Там же говорится о плодах и растениях как «второй пище» людей. По-видимому, Дион не считал, что эти образы, восходящие к положениям враждебной ему эпикурейской философии, противоречат традиционно стоическим тезисам (27-29): он предпочел красоту образа чистоте философского учения.
«...свежими соками нимф...» — Цитата из неизвестного лирического поэта.
33. Дион сравнивает посвящение человека в таинства Вселенной с посвящением в Элевсинские мистерии и в культ Великой матери (Кибелы). Описание дает уникальные сведения об этих малоизвестных обрядах (о них знали только «посвященные», разглашение таинств строго каралось). Очевидно, Дион смел форму сравнения более безопасной. Возведенье на трон — обряд из посвящения в культ Кибелы. Хоровод - обрядовый танец корибантов (жрецов Кибелы).
34. ...не в тесном здании... — Посвящение в Элевсинские таинства происходило в телестерионе — здании площадью ок. 50 кв. метров.
Корифей хоровода. — Ср. 27 — «предводитель Вселенной»; образ из платоновского «Тимея». Ср. также 60. ...ни чувства, ни мысли... — Имеется в виду, что чувством человек постигает видимых богов, а мыслью — невидимого Верховного бога.
36. Есть же люди премудрее всей мудрости... — Здесь и далее (36-37) Дион говорит о последователях Эпикура, отождествляя эпикурейство с гедонизмом.
...как итакийские мореплаватели... — «Одиссея» (XII, 173).
...облаком... таким, какое у Гомера... — Ср. «Троянскую речь» (21), «Илиада» (XIV, 342 сл.). ...погромыхивая... кимвалами и играя на флейте... — Кимвалы и флейты — атрибуты экстатических культов восточного происхождения, которым Дион образно уподобляет эпикурейское поклонение Наслаждению («Усладе»).
37. ...которых сослали на необитаемые острова... — Ссылка неугодных на острова была весьма распространенным методом наказания в Римской империи.
38. ...«не для воды и судебной надобы»... — См. Демосфен, «О посольстве» (коммент. к 57).
42. «Отчий Зевс» почитался как покровитель кровных и родственно-племенных связей. Характерное для стоиков отождествление этого бога с руководителем и устроителем Вселенной.
44. ...набросками, обманывающими зрение... — Речь идет о передаче объема и перспективы с помощью техники светотени.
45. ...и Фидий, и Алкамен... — Перечисляются художники и скульпторы V в. до н. э.
Дедал — полумифический скульптор и механик, строитель Кносского лабиринта на Крите.
52. «Гореусладный, миротворящий...» — «Одиссея» (IV, 221).
Даже сам Гефест... — Здесь Гефест выступает как покровитель пластического искусства.
54. Ифит — легендарный царь Элиды, установивший традицию регулярного проведения Олимпийских игр. Упоминание рядом с ним Ликурга — знаменитого спартанского законодателя — уже в древности считалось анахронизмом.
55. ...уроженец речистого города... — Афиняне, в противоположность спартанцам, любили долгие дискуссии; ораторское искусство играло важную роль в их государственной жизни.
59. Дион считает, что скульпторы, создавая антропоморфные изображения, вынужденно прибегают к условности, так как не в человеческих силах изобразить божественную сущность.
60. ...всякий разумный человек почитает их и верит... — Ср. 34 и коммент.
62. ...Фетида просит Зевса... — «Илиада» (I, 493—532).
«Зевсу, метателю грома...» — «Илиада» (II, 478).
64. Голос «вестника». — Вестник в античной трагедии детально описывал те события, которые не могли быть показаны в действии.
«Гибок язык человека...» — «Илиада» (IV, 248—249).
65. Дион передает представления стоиков о слове как едином комплексе: обозначающее («имя» в узком смысле), обозначаемое («представление») и объект обозначения.
66. ...смешал воедино все греческие наречия... — Ср. «Троянскую речь» (23 и коммент.).
67. ...и слова он располагал не обычным образом... — Здесь и далее Дион указывает на характерные черты гомеровской метрики.
68. ...показал себя... творцом слов... — Творцами слов, согласно учению стоиков, были древнейшие люди, превосходившие современных знанием и мудростью.
...он первый нашел слова... — В качестве примеров Дион приводит звукоподражания, которые стоики относили к так называемым «первословам».
71. ...«глаза надежней, чем уши»... — Геродот (1, 8).
75. Многочисленность эпитетов Зевса связана с многообразием его функций в мифологии. По мысли Диона, совокупность всех имен бога позволяет приблизиться к описанию его сущности.
78. Образ «гневного» Зевса почерпнут из «Илиады».
81. ...то, что лежит в основе этих стихий. — Подразумевается материя как бескачественная сущность, выделив из которой четыре элемента (стихии) бог создал мир. Это положение, принятое стоиками, перекликается с описанием процесса создания мира Демиургом в платоновском «Тимее». Ср. также о выделении стихий из материи у Лукреция. ...это доступно только одному божеству... — Подразумевается Верховный бог, устроитель и предводитель Вселенной, отождествляемый с Зевсом.
85. См. «Одиссея» (XXIV, 249—250).

XVIII. Троянская речь в защиту того, что Илион взят не был

«Троянская речь» была произнесена Дионом перед жителями Илиона (Трои) — маленького городка, возникшего в эллинистическую эпоху близ Геллеспонта, па том месте, где, по преданию, когда-то стояла гомеровская Троя. Это образец речи на парадоксальную тему (вроде популярных «похвал» мухе, дыму или лысине) — порицание Гомеру за «вымыслы» в его повествовании о Троянской войне. Такого рода порицания имеют давнюю традицию и первоначально были вполне серьезны (критику мифологии с точки зрения философии начал еще Ксенофан в VI веке, на критику изображения действительности у Гомера приходилось возражать еще Аристотелю в «Поэтике»), но ко времени Диона стали только игрою остроумия. Демонстрируя критику «Илиады» с позиций здравого смысла, Дион сам открыто пользуется теми же приемами, которые вменяет в вину Гомеру: меняет последовательность событий, контаминирует выхваченные из контекста детали, одни детали «описывает подробно, а другие напоказ не выставляет», вкладывает речь в чужие уста (рассказ жреца о Елене), подменяет миф собственными версиями. «Троянофильский» пафос речи связан с общим пиететом к Трое, распространившимся под влиянием Рима, основанного потомками Энея. (Характерно, что с троянской же точки зрения написана «подлинная история Троянской войны» от лица троянца Дареса, сохранившаяся в латинской переработке V в. и легшая в основу средневековых западноевропейских романов о Трое).

5. ...время во всем лучший судия... — Парафраза изречения, приписываемого Фалесу, одному из семи мудрецов древности.
7. Фиест, Атрей, Пелопиды, ниже Эдип — представители проклятых богами родов, история которых послужила материалом для многих античных трагедий.
9. ...поразили стрелами Аполлон и Артемида. — Имеется в виду миф о жене Амфиона Ниобе и ее детях.
11. ...погубила свой собственный город... — Афина могла считаться покровительницей Трои, поскольку ее священное изображение (Палладий) служило залогом благополучия города.
12. Пастух на Иде — Парис, в младенчестве брошенный на втой горе и воспитанный пастухами.
«И богиня старейшая...» — «Илиада» (IV, 59).
13. ...Елены, бывшей ей сестрою... — Афродита и Елена обе были дочерьми Зевса.
14. ...ославлена несправедливой молвою... — Ср. также речь Горгия «Похвала Елене» (см. с. 27).
...прославлена... как божество. — Подразумевается древнейший культ Елены Древесной — божества растительности.
...беспомощных юнцов... — Дион имеет в виду учеников софистов.
17. Автолик — сын Гермеса, которому отец позволил лживо клясться его именем.
...говорил загадками и образами. — Подразумевается способ аллегорического толкования Гомера, особенно развитый стоиками.
20. ...добилась поражения троянцев... — Когда Зевс, утомленный любовью Геры на горе Иде, уснул, Посейдон направил свою силу против троянцев («Илиада», XIV—XV).
22. ...говорит, что у них не тот же язык... — Эти же примеры из «Илиады» приводит Платон в «Кратиле», но там Сократ оставляет за Гомером право рассуждать о правильности имен.
23. ...смешивать... эллинские наречия... — Язык гомеровского эпоса — «искусственный» поэтический диалект, включающий элементы различных «живых» греческих диалектов — эолийского и ионийского.
24. ...не с самого начала... — Повествование Гомера начинается с десятого года войны.
30. ...как предстоящее в скором времени... — Приам у Гомера говорит о том, что хочет умереть раньше, чем увидит разорение Троп («Илиада», XXIV).
31. Ахиллес, Мемнон, Антилох, Апис, Александр. — События, связанные со смертью этих героев, действительно не вошли ни в «Илиаду», ни в «Одиссею» — они описаны в поэме «Эфиопи-да», известной нам по пересказам позднейших авторов: царь эфиопов Мемнон, прибывший на помошь троянцам, убивает сына Нестора Аитилоха и сам гибнет от руки Ахилла; Ахилла убивает стрелой Александр (т. е. Парис), Париса — Филоктет, а Аякс сам налагает на себя руки. Битву Амазонки (Нентесилеи) и Ахилла также описывала «Эфиопида».
32. ...о битве реки с Ахиллесом... — Перечисляются эпизоды «Битвы богов» («Илиада», XXI).
34. ...вкладывает это в уста Одиссея... — Имеется в виду рассказ Одиссея на пиру у царя феаков Алкиноя.
35. «Гнев, богиня, воспой...» — начало «Илиады».
37. ...о Хрисе и его дочери. — Эпизод с Хрисом («Илиада», I) служит в поэме для объяснения причин гнева Ахилла.
41. ...Елена вообще никуда не уплывала... — По версии Стесихора, в Трою был увезен призрак Елены. ...еще кое-кто утверждает... — У Геродота приводится версия о прибытии Елены в Египет вместе с Александром; у Еврипида («Елена») Елену переносят в Египет боги.
43. По словам жреца... — Далее излагается традиционная версия мифа о Елене.
45. ...на деревянном ларце... — Имеется в виду знаменитый «Ларец Кипсела», коринфского тирана, описанный у Павсания.
46. ...будучи чужаком и пришлым... — Агамемнон --- внук Пелопса, пришедшего в Пелопоннес из Малой Азии.
47. Амазонка с берегов Фермодонта — Антиопа, мать Ипполита. Амазонки жили якобы у сказочной реки Фермодонт близ Черного моря.
48. ...Ио... как просватанная невеста... — Эта версия предания упоминается уже Геродотом.
50. Гора Сипил находится в Малой Азии.
...Лаомедонт выдал свою дочь Гесиону за Теламона... — По мифу, Теламон участвовал в походе Геракла против Трои (ср. 56—57) и получил Гесиону, захваченную Гераклом в плен, как подарок.
55. «Видом лишь храбрый...» — «Илиада» (III, 39 сл. и 54 сл.).
57. «Он, приплывши сюда...» — «Илиада» (V, 640).
71. ...их уже не было в живых. — См. «Илиаду» (III).
76. ...стену он не называет завершенной... — Текст «Илиады» (XII, 17 сл.) не дает оснований для такой трактовки: стена была разрушена с помощью всех рек, текущих с Иды, и многодневных ливней.
78. ...Энея застал врасплох... — Эней сам говорит об этом Эпизоде в XX песни «Илиады» (90 сл.). ...пахать землю... на Херсонесе... - Дион следует Фукидиду (I), который также объясняет многолетнее успешное сопротивление троянцев разрозненностью сил ахейцев и недостатком продовольствия, приведшим к необходимости заниматься обработкой земли на Херсонесе Фракийском и грабежами.
80. Предсказание. — Здесь Дион интерпретирует события, описанные во II песни «Илиады». Разрушение Трои на десятый год войны предсказывает Калхас.
81. ...выводит Гектора... Елену... Александра... — Речь идет о содержании III песни «Илиады».
82. ...ременной подвязью шлема? — У Гомера подвязь Парисова шлема разрывает Афродита.
83. Единоборство Аянта и Гектора — VII песнь «Илиады».
84. ...с поворотом черепка... — Поговорка, связанная с игрой «в черепки»: в зависимости от того, какой стороной падал черепок, одна партия играющих пускалась бежать, а другая — догонять.
Деяния Гектора. — Здесь Дион передает некоторые детали XV песни.
85. ...не может пойти на попятный... — Дион меняет порядок описанных в «Илиаде» событий, ставя более ранние («уныние в лагере», «ночное собрание» — IX песнь) в зависимость от более поздних (подвиги Гектора — XV песнь).
93-102. Рассказ о гибели Ахилла от руки Гектора составлен Дионом из деталей двух описанных Гомером поединков — Патрокла с Гектором (XVI песнь «Илиады») и Гектора с Ахиллом (XXI—XXII песни).
95. ...Агенора он не поймал... — У Гомера Ахилл гонится за Аполлоном, принявшим обличье Агенора.
100. ...что Ахилл трусит... — В VII песни «Илиады» Агамемнон говорит только, что Гектора боится даже Ахилл.
101. ...не хотел больше жить. — Точнее, из двух возможностей — уйти из-под Трои и остаться в живых или вступить в бой, погибнуть, но прославиться в веках (предсказание Фетиды) — Ахилл избрал вторую.
102. ...Патрокл — это двойник... — Представление о Патрокле как о литературном двойнике Ахилла, введенном в поэму для затемнения истинно произошедших событий, угадывает действительно целый комплекс мифологических представлений о двойничестве, о герое «ложном» и «истинном», из которых «ложный» не должен превысить славу и силу истинного и т. п.
103. ...похоронен вместе с Ахиллом. — См. «Одиссея» (XIII, 249).
109. ...еще какие-то погребальные игры... — Речь идет о погребении Патрокла («Илиада», XXIII).
110. ...Аянт был убит Гектором... — Возможно, версия Диона возникла из-за того, что Аянт убивает себя оружием Гектора.
117. ...Амазонка... сражена Неоптолемом... — По обычной версии — Ахиллом.
122. Он сказал, что троянцы нарушили клятву. — У Гомера говорится о нарушении клятвы, предшествовавшем всем описанным в «Илиаде» событиям (III—IV).
124. ...Гектор... был похоронен перед городом. — Гектор почитался в Илионе как герой вплоть до эпохи Юлиана, и жители города легко могли указать «могилу Гектора».
125. Необманная пророчица — Кассандра, дочь Приама. Дион не досказывает одной детали: пророчествам Кассандры, несмотря на их правдивость, никто не верил.
...безоружным предстать перед врагами... — «Илиада» (XVIII).
126. ...всех боле и важен и ровен? — Неизвестно, кто мог дать Аяксу такую характеристику.
128. ...Аянтова-то могила существовала... — Традиция указывает на Ретейский мыс как на место захоронения Аянта.
129. ...в «Снах», сочиненных Гором... — Этот снотолкователь неизвестен.
132-133. Рассматривая предания о злоключениях героев, вернувшихся из-под Трои, в связи с преданием о захвате Пелопоннеса Гераклидами, Дион следует античной историографической традиции, считавшей эти предания отражением реальных исторических событий — переселения племен, последовавшего после Троянской войны и завершившегося завоеванием Пелопоннеса дорийцами — Гераклидами. Но истолкование им преданий совершенно нетрадиционно.
135. ...Менелай... остался в Египте. — По Гомеру, корабль Менелая, возвращавшегося с Еленой в Спарту, отнесло к Египту; по Стесихору и другим, Менелай приехал из-под Трои в Египет, чтобы забрать Елену; но нигде, конечно, не сказано, что Менелай поселился в Египте.
136. ...в Елисейские поля... — См. «Одиссея» (IV, 561).
Один из сочинителей трагедий — Еврипид в «Оресте».
137. Гелен — сын Приама. По общепринятой версии — пленник, а потом наследник Неоптолема.
138. Антенор. — Версия о посещении Антенором фракийцев и захвате им генетов (в будущем Венеции) возникла уже в римскую эпоху.
Величайший город на свете — Рим.
140. ...Эней не потерпит, чтобы его лишили власти... — О претензии Энея на царскую власть см. «Илиаду» (XIII, 46; XX, 179 и 307 сл.), но обещание Приама — деталь, внесенная Дионом.
142. ...обойден по сравнению с Деифобом... — За Деифоба после смерти Париса выдали Елену.
143. ...Диомед... явился к нему... — Версия о союзничестве Диомеда с Энеем была особенно популярна в римскую эпоху. (Ср. Вергилий, XI, 243 сл.)
145. Битва при Саламине произошла в 480 г. до н. э, битва при Платеях — в 479 г.; кто это оспаривал, неизвестно.
146. ...а его, по Фукидиду... не существовало... — Напротив, Фукидид пишет о скиритах в первой книге «Истории» (XX, 1-3).
147. ...Уран... оскоплен Кроном, а Крон — Зевсом! — Об оскоплении Урана говорится в «Теогонии» Гесиода; версия об оскоплении Крона взята скорее всего из теогонии орфиков — последователей религиозно-мистического учения, возникшего в связи с почитанием Орфея.
148. ...вышло что-то вроде стычки. — Речь идет о Марафонской битве 490 г. до н. э. Далее (149) описываются события 480 г. до н. э., с умолчанием о главном — о поражении персов при Саламине.
150. ...под иною державой. — То есть под властью Римской империи.
151. «Что не убит я Гектором!..» — «Илиада» (XXI, 279).
152. Лучший из эллинов — Ахилл. ...кто слыл здравомыслящим... — Аякс.
153. Здесь перечислены наиболее известные эпизоды, связанные с разрушением Трои и нашедшие отражение и в «Гекубе» Еврипида, и у Вергилия, и у Овидия.

XXI. О красоте

1. Афиняне называли год, в который не могли избрать законных архонтов, годом «анархии», то есть буквально безвластия. Ксенофонт пишет, например, что архонт Пифодор, избранный при тридцати тиранах, не был занесен в список архонтов, так как этот год «они назвали годом анархии» (История Греции II 3, I).
2. Персидские понятия о красоте, то есть превознесение мужской красоты. Ср. Платон. Пир 178 с., 192 а—с; Цицерон. О природе богов. I 28, 78-79; а также Тахо-Годи А. А. О древнегреческом понимании личности по материалам термина soma.//Вопросы классической филологии. М., 1971. № 3—4.
3 Тридцать тиранов — олигархическая форма правления, установленная в Афинах в 404 г., но просуществовавшая недолго. Олигархи происходили из аристократических семей, и некоторых из них обвиняли в извращенных вкусах.
4. Критий, сын Каллесхра, — один из олигархов, глава Тридцати. Был известен как образованный человек, поэт и оратор. О Кри-тии Ксенофонт писал, что он «при олигархии превосходил всех корыстолюбием, склонностью к насилию, кровожадностью» (Воспоминания о Сократе I 2, 12).
5. Дедал Афинский, искусный изобретатель и мастер, соорудил эту искусственную корову для критской царицы Пасифаи, породившей чудовищного Минотавра, или Астерия. См. у мифографа Аполлодора III 1, 3-4.
6. Император Нерон развелся со своей супругой Октавией, сосланной и убитой по его приказанию (Сенека. Октавия); женился на Поппее Сабине, а после смерти этой последней назвал своего любимца Спера ее именем (Светоний. Нерон. 28).
7. Родогуна — имя, часто встречающееся в Персии.
8. Имеется в виду время императора Домициана, изгнавшего Диона и превзошедшего Нерона жестокостью.
9. После смерти Нерона несколько раз появлялись Лженероны, вызывавшие политические смуты.
10. Игра слов. Спартанец — «ничей» сын, так как слово спартанец («житель Спарты») и спарт («посеянный») созвучны. По преданию, спарты появились из земли от зубов убитого Кадмом дракона, которыми он засеял поле. Таким образом «спарт» не имеет родителей.
11. Гомер. Илиада XV 592—746.
12. Илиада XXII 370 сл. (перевод В. В. Вересаева).
13. Илиада XXII 403, 402, 373 и сл.
14. Илиада I 197.

                                        Кровью смочилися кудри, подобные девам Харитам,
                                        Золотом и серебром перевитые косы Евфорба.
                                                                                                                                  (Илиада XVII 51 cл.)
Евфорб схож с «деревцом», «молодой маслиной» (53).
15. Евфорб — троянец, сын Панфоя, ранивший смертельно Патрокла (XVI 806—808) и сам убитый Менелаем (XVII 45—60).
Александр —троянский царевич Парис.
Троил — сын царя Приама, павший под Троей (Илиада XXIV 257).
Нирей — красивейший среди греков, приведших войска под Трою (Илиада II 71—75).
Сесострис — греческое имя египетского фараона Рамзеса П (XV—XIV вв. до н. э.).
Мемнон, сын Эос-Зари, царь эфиопов, союзник троянцев. Славился красотой (Гомер. Одиссея XI 522).
Пиний — сын Нина и Семирамиды, основателей ассирийского государства и строителей Ниневии.
Еврипил — сын Телефа, царя Мизии (М. Азия) — союзник троянцев, племянник Приама; убит сыном Ахилла Неоптолемом. По красоте его превосходил лишь Мемнон (Одиссея XI 519-522).
Пелопс — внук Зевса, сын Тантала, царствовавший в Сипиле (М. Азия).

XXXVI. Борисфенитская речь, произнесённая
Дионом на его родине

1. Город близ устья Днепра.
2. Дион был изгнан в 82 г.
3. Фракийское племя на Дунае.
4. Река Буг.
5. Днепр.
6. Метрополией Борисфена был Милет.
7. О культе Ахилла в Причерноморье см. "Плавание вокруг Понта Эвксинского" Арриана.
8. "Илиада", IV, 362 сл. Перевод Н. Гнедича.
9. "Одиссея", VIII, 223.
10. "Одиссея", VIII, 224 сл.

LI. К Диодору

1. Энкомий — хвалебная речь.
2. Еврипид. Финикиянки 392.
3. Экклесия — народное собрание.
4. В 430 г. до н. э. против Перикла было возбуждено обвинение в плохом управлении финансами, и он был присужден к денежному штрафу (Фукидид II 65, 3). В 429 г. он умер.
5. Здесь в тексте пропуск, который восстанавливают различно. По одной конъектуре, дальнейшие слова относят к Периклу, который учредил казну (имеется в виду казна на Делосе), возводил здания, вразумлял граждан, и они не вынесли его по своему невежеству. По другой, более основательной, здесь идет речь о Сократе, который также не угодил гражданам, хотя не учреждал казны и не отстраивал Афины.
План риторического построения речи здесь вполне оправдан.

LIII. О Гомере

1. Демокрит В 21 О. = фр. 573 Маков. = фр. 575 Лурье.
2. Платон. Государство X 595 bс. 607 а.
3. Там же. III 3,98 аb.
4. Там же. III 386 а—387 с.
5. Там же. III 413 dе.
6. Имеется в виду стоик Зенон из Китиона.
«Маргит» — комическая поэма о глупом герое, считающем себя вполне разумным. Приписывалась ошибочно Гомеру.
7. Зенон, SVF 1 фр. 274; фр. 456 (Zanonis discipuli) Arnim.
8. Диоген Лаэртский (VI 16-18) среди сочинений Антисфена, ученика Сократа, основателя кинической школы, указывает сочинение «О Гомере» и ряд других на гомеровские темы (Антисфен. фр. 58 Caizzi).
9. Персей из Китиона (III в. до н. э.), философ-стоик, ученик Зенона, бывший раб (Фр. 45 SVF I Arnim).
10. Платон. Государство III 396 b.
11. Там же. 398 аb.
12. Имеется в виду народный обычай весной выпускать ласточку на волю, спев ей благодарственную песню.
13. Подразумевается Орфей с его чудодейственной игрой на лире.
14. Фукидид писал свою историю Пелопоннесской войны, распре делив ее по зимним и летним кампаниям.
15. Илиада II 169, 407; X 137 (об Одиссее); I 176; II 98; IX 229 и мн. др.
16. Одиссея XIX 178.
17. Например, Илиада I 544.

LV. О Гомере и Сократе

1. Полигнот с острова Фасос (V в. до н. э.) — знаменитый живописец. Павсаний (II в. н. э.) в «Описании Эллады» изображает картины Полигнота в Дельфах, посвященные разрушению Илиона (X 25-27) и Одиссею в Аиде (X 28-29).
Ферекид Сирский (VI в. до н. э.) считается одним из первых греческих прозаиков и философов.
2. Гесиод. Теогония 22 сл.
3. Отец Сократа был скульптор Софрониск.
4. Архелай Афинский (V в. до н. э.), философ, ученик Анаксагора, считавший началом всего гомеомерии и Нус-Ум, а вместилищем ума — воздух как древнейшую материю.
5. Платон. Апология Сократа 21 а.
6. Имеются в виду басни Архилоха, дошедшие до нас во фрагментах.
7. Ламия — сказочное существо, по ночам высасывающее кровь.
8. Имена героев платоновских диалогов.
9. Гомер. Илиада X 299-554 (о разведке Диомеда и Одиссея в Троянский лагерь и убийстве вражеского лазутчика Долона).
10. Там же. IV 86-126 (перевод Н. И. Гнедича).
11. Там же. VII 351—353.
12. Там же. V 290—296. 13. Там же. V 209—216. 14. Там же. XII 112—115,.
15. Там же. XII 60—79; 210—229.
16. Там же. I 247—284; IX 96—113.
17. Там же. II 182—207.
18. Гомер. Одиссея. XVII 445—462.
19. Там же. XXI 175—187.
20. Там же. XXII 15—19.
21. Перечисляются действующие лица диалогов Платона: «Апология Сократа», «Менон». Лисикл — второй муж Аспасии, торговец скотом (Плутарх. Перикл XXIV).

О Дионе - VI - VII - VIII - IX - X - XII - XVIII - XXI - XXXVI - LI - LIII - LV

Содержание