Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский,
жил в IX веке, происходил из семьи ревностных христиан. Отец его скончался
мученической смертью за защиту икон. Святой Фотий получил блестящее образование
и, состоя в родственных отношениях с императорским домом, занимал должность
первого государственного секретаря в сенате. Современники говорили о нем:
"сведениями почти во всех светских науках он столько отличался, что по
праву мог считаться славою своего века и даже мог спорить с древними".
У него обучались наукам юный наследник престола Михаил и будущий просветитель
славян равноапостольный Кирилл. Глубокое христианское благочестие ограждало
святого Фотия от прельщения благами придворной жизни - всей душой он стремился
к иночеству.
В 857 году соправитель царя Михаила,
Варда, удалил с Константинопольской кафедры Патриарха Игнатия. Епископы,
зная благочестие и обширную ученость Фотия, указали императору на него
как на человека достойного занять первосвятительский престол. Святой Фотий
со смирением принял предложение. В течение 6 дней проведен он был по иерархическим
степеням, а в день Рождества Христова посвящен во епископа с возведением
на патриарший престол. Однако вскоре начались волнения в Церкви, разжигаемые
удаленным с кафедры патриархом Игнатием. В 861 году был созван Собор для
прекращения смут, на котором утверждено было низложение Игнатия и утверждение
патриархом Фотия. Папа Николай I, послы которого присутствовали на этом
Соборе, надеялся, утверждая Фотия патриархом, подчинить его своей власти,
но, не получив ожидаемого, на Римском Соборе предал Фотия анафеме. С того
времени началось для святителя Фотия длившееся до конца его жизни противоборство
папскому своеволию и посягательству на Православную Церковь Востока. В
864 году вся Болгарская страна добровольно обратилась к христианству. Болгарский
князь Борис крещен был, как полагают, самим Патриархом Фотием, после чего
святитель Фотий отправил в Болгарию архиепископа и священников для Крещения
болгарского народа, а в 865 году - святых Кирилла и Мефодия для проповеди
Христа на славянском языке. Однако приверженцы папы в Болгарии возбудили
недоверие болгар к проповедникам Восточной Церкви. Бедственное положение
Болгарии из-за нападения германцев заставило их искать помощи на Западе,
и болгарский князь обратился к папе с просьбой прислать ему своих епископов.
Прибыв в Болгарию, папские легаты начали активно утверждать в ней учение
и обычаи латинские вместо православных. Святитель Фотий, будучи твердым
защитником истины и обличителем неправды, известил окружным письмом Восточную
Церковь о делах папы, указав на отступление Римской Церкви от древнего
Православия не только в обрядах, но и в вероисповедании. Был созван Собор,
осудивший своеволие Запада.
В 867 году императорский престол захватил
Василий Македонянин, умертвив императора Михаила. Святитель Фотий обличил
убийцу и не допустил его до приобщения Святых Христовых Таин. За это он
был удален с патриаршего престола и заключен в монастырь под стражу. На
его место был снова поставлен патриарх Игнатий. Собор, созванный для расследования
поступка святителя Фотия, проходил при участии папских легатов, которые
потребовали от Собора подписания грамоты о безусловном подчинении всей
Церкви суду папы. Восточные епископы, не соглашаясь на это, вступили в
спор с легатами. Вызванный на Собор святитель Фотий: молчанием отвечал
на все нападки легатов и лишь на вопрос судей: хочет ли он покаяться, отвечал:
"Одумались ли сами судьи?" Противники Фотия после долгих споров одержали
победу, и, не имея никаких оснований к осуждению, произнесли анафему Патриарху
Фотию и защищавшим его епископам. Святитель был послан в заточение на 7
лет и, по его собственному свидетельству, "только благодарил Господа, терпеливо
нес суды Его...".
В то время латинское духовенство было
изгнано из Болгарии за своеволие папы, и Патриарх Игнатий послал туда своих
епископов. В 879 году, после смерти Патриарха Игнатия, был созван Собор
(многими отцами Церкви называемый 8-м Вселенским), вновь признавший святителя
Фотия законным пастырем Церкви. Папа Иоанн, лично знавший Фотия, через
послов объявил на Соборе об отмене всех прежних папских определений о Фотии.
Собор признал неприкосновенность Никейско-Цареградского Символа, отвергнув
латинское искажение (filioque), признал независимость и равенство обоих
престолов и обеих Церквей (Западной и Восточной). Собор постановил уничтожить
в Болгарии церковные обычаи и обряды, введенные латинянами, чем пресек
их господство там.
При преемнике императора Василия, Льве,
святитель Фотий вновь пострадал по ложному доносу, обвиненный в заговоре
против императора. Будучи низведен с кафедры в 886 году, святитель окончил
дни свои в Армонийском монастыре в 891 году.
Православная Церковь почитает святителя
Фотия как ревностного защитника Православного Востока от владычества пап
и как ученого богослова, оставившего многочисленные и разнообразные труды,
посвященные обличению заблуждений латинян, опровержению различных ересей,
разъяснению Священного Писания, раскрытию различных предметов веры.