А. И. Зайцев
Сенека
(Статья из книги: Философский энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия", 1989.)
СЕНЕКА Луций Анней (Lucius Annaeus Seneca) (ок. 5 до н. э., Кордуба (Кордова), — 65 н. э., Рим), рим. философ, поэт и гос. деятель. В 49—54 воспитатель будущего имп. Нерона, после его вступления на престол в 54 в течение ряда лет оказывал решающее влияние на управление империей, затем впал в немилость и, обвинённый в участии в заговоре, был вынужден покончить самоубийством.
Из филос. соч. до нас дошли “Нравств. письма к Луцилию”, “О милосердии”, “О благодеяниях” и ряд этич. соч. в форме, приближающейся к филос. диалогу, утешит. послания, “Исследования о природе”. Мировоззрение С. отразилось и в написанных им трагедиях. Как Цицерон, С. был эклектиком; в основе его филос. воззрений лежат идеи греч. стоицизма (сильное влияние Посидония), к-рые он сочетал с элементами др. направлений. Так, после отстранения от власти С. стал использовать эпикурейские аргументы против участия в гос. делах (“О душевном покое”, “О досуге”) и неоднократно цитировал Эпикура. С влиянием киников связан характерный для С. общий тон его произведений, в к-ром эмоциональное увещевание, переходящее в проповедь, преобладает над аргументацией. Как и другие рим. стоики, С. рассматривал философию нс столько как систему теоретич. взглядов, сколько как учение о достижении нравств. идеала и счастья в жизни; в стоич. физике (т. е. в натурфилософии) его привлекали прежде всего её пантеистич. аспекты, в к-рых С. искал опору для душевного равновесия (“О счастливой жизни” 15, 5, и др.). В духе стоицизма С. настаивает на телесности всего сущего, но в то же время склоняется к представлению о божестве, наделённом чертами личности (особенно “О благодарениях” VI 23). Стоич. мировой пожар, по С.,— возмездие за накопившееся в мире зло. У С. встречаются крайне редкие в античности утверждения о возможности безграничного прогресса человеч. знания (“Исследования о природе” VI 55, и др.). С. пытается преодолеть пропасть, к-рая в учении стоиков отделяет нравств. мудреца (появляющегося, по словам С., раз в 500 лет) от безнравств. безумцев, к числу к-рых относились все прочие люди: С. приписывает ценность деятельным попыткам приближения к идеалу, ведущим к определ. моральному прогрессу; в этом случае он говорил о восхождении души к богу (“Письма” 65,16). С. признавал в принципе равенство всех людей, в т. ч. и рабов (“Письма” 47, и др.), в то же время с презрением относился к производит. труду и даже к творч. деятельности, ориентированной на материальные потребности людей (“Письма” 88). Близость идей позднего стоицизма и раннего христианства привела к тому, что в IV в. в христ. среде была создана апокрифич. переписка С. с апостолом Павлом.