ЭПИГРАММЫ [1]
С именем Паллада (ок. 360 — между 430
и 440 гг.), последнего «языческого» поэта-эпиграмматиста, связан поздний
расцвет греческой эпиграммы. Паллад был школьным учителем грамматики, прожил
полную лишений жизнь и лишь на склоне лет, возможно, был принят на государственную
службу. «Может быть,— говорит И. Ирмшер,[2]—он, подобно
великому насмешнику Лукиану, закончил свою жизнь мелким чиновником».
Паллад жил в трагическое для греческой
культуры время. После жестокого кризиса III века, охватившего все стороны
жизни рабовладельческого общества, его закат приближался неотвратимо. Римская
империя к концу IV и. окончательно распалась на две части - Восточную и
Западную. Кризис, особенно на Западе, вес более углублялся. Между гибнущим
язычеством и христианством, особенно на Востоке, шла ожесточенная борьба.
Реформаторская деятельность императора Юлиана (361— 363 гг.), имевшая целью
возродить язычество, влить в него новые силы, потерпела поражение вместе
с гибелью своего вождя. Последовал ряд декретов христианских императоров,
завершившийся миланским эдиктом Феодосия I (391 г.): жестоко карались все,
кто совершал жертвоприношения языческим (эллинским) божествам, повсеместно
разрушались храмы и статуи древних богов: религиозное изуверство христиан
уничтожало неповторимые памятники античной архитектуры и искусства.
В 415 г. толпа фанатиков-христиан, подстрекаемая
епископом Александрии Кириллом, растерзала в церкви Ипатию, последовательницу
неоплатонической философии, к кружку которой принадлежали Паллад, Синесии
из Кирены и другие талантливые приверженцы гибнущей эллинской культуры.
Закатилась еще одна «ума и знания блестящая звезда».[3]
Сторонник уходящего эллинства, противник
христианства, Паллад понимал обреченность своих идеалов. Глубокую печаль
поэта вызывает этот закат эллинства. Богиня Тихе (Судьба), прежде приносившая
счастье людям, теперь сама стала несчастной, а ее храм превращен в харчевню
[4] (эпиграмма 33; АР IX, 183).
По своим философским взглядам Паллад — эклектик, но мотивы эпикуреизма,
этой «истинной философии Римской империи», у него все же преобладают. Пусть
враждебна Судьба, поэт порою зовет к тому, чтобы (если только возможно)
«жребию наперекор радость в душе ощутить».[5]
В Палатинской антологии Палладу принадлежит 151 эпиграмма, и около
20 эпиграмм приписываются ему предположительно.[6]
Это богатое наследие следующим образом распределяется по книгам антологии.[7]
В книге V (любовные эпиграммы) — всего одна эпиграмма Паллада; в книге
VI (посвятительные эпиграммы) — 3; в книге VII (эпитафии) — 10; в книге
IX (описательные эпиграммы) — 38; в книге Х (увещательные эпиграммы) —48;
в книге XI (сатирические эпиграммы) —47. XV книга, где помещены эпиграммы
«смешанного» содержания, содержит всего одну эпиграмму Паллада. Наконец,
в XVI книге, представляющей собой антологию Плануда [8]
византийского филолога-монаха (1260—1310 гг.),—3 эпиграммы Паллада.
Эпиграммы, приписываемые Палладу, распределяются по V—X1 книгам антологии,
по более всего их в XI книге (9 эпиграмм).
Творчество Паллада многообразно. Поэт
высмеивает монашество, порицает богатство и богачей, прославляет умеренность
и скромность в жизни, сетует на бедственное положение грамматика. Во многих
эпиграммах он обрушивается на своих идейных противников — Гессия и Фемистия.
Несчастный в семейной жизни (имя его жены — Андромаха — означает буквально
«воюющая с мужем»), Паллад нередко нападает на женщин в едких строках.
Однако Паллад — преимущественно эпиграмматист-сатирик, блестящий мастер
именно этого рода эпиграмм. В целом его стихотворения «отличаются высокими
поэтическими достоинствами. Стихи его чрезвычайно изящны и правильны; содержание
их проникнуто тонким и грустным юмором, полным глубокого смысла».[9]
Необычайно трогательна эпиграмма, посвященная Ипатии. Несколько других
эпиграмм ученые также считают посвященным» этой замечательной женщине.
Современники дали Палладу прозвище «Метеор»
(«высокий», «возвышенный); этим они вынесли высокую оценку эпиграммам выдающегося
поэта.
Оценивая роль Паллада в истории греческой
эпиграммы, можно согласиться с мнением И. Ирмшера, что Паллад «заново открыл
для своей эпохи эпиграмму (эпиграмматическое наследие II—III вв. н.э. сравнительно
невелико.—Ю. III.) и подготовил расцвет этого жанра в период Юстиниана».[10]
Этот последний расцвет (уже всецело на византийской почве) представлен
творчеством Македония, Юлиана Египетского и главным образом Павла Силенциария
и Агафия из Мирины, известного историка царствования Юстиниана.
Уже упоминавшаяся обширная статья И.
Ирмшера убедительно показала, что исследование творчества Паллада «должно
быть включено в программу», цель которой «изучение жизни позднеантичного
Египта», а также «византийского города, византийской литературы и культуры».[11]
Ниже приводится первый русский перевод
всех эпиграмм Паллада, включающим также эпиграммы, приписываемые ему предположительно.
Полный «корпус» эпиграмм сопровождается историко-литературными и реальными
примечаниями. В ряде случаев мы отсылаем читателя к развернутому толкованию
отдельных стихотворении Паллада, которое дает И. Ирмшер в своей статье.
Перевод осуществлен по изданию Ф. Дюбнера,
а также по новейшему изданию Греческой антологии Германа Бекби, упомянутым
выше. В примечаниях использован критический аппарат обоих названных изданий
антологии.
Ю.Ф.Шульц
Византийский временник, т. XXIV, 1964 г.
____________________
1. Вступление, перевод и комментарии Ю.Ф.Шульца. Эпиграммы №
80 и 127 переведены Ф.А.Петровским.
2. И.Ирмшер. Паллад. Перевод с немецкого И.Черновой. ВВ, XI,
1956, стр. 247-270.
3. Паллад. «Ипатии» (эп.41, АР, IX, 400)
4. Паллад. Эп.78, (АР, X, 77).
5. Паллад. Эп.33, (АР, IX, 183).
6. Основные издания греческой антологии, куда вошли эпиграммы
Паллада: 1) Epigrammatum anthologia Palatina. Ed. Dubner, vol. I-II. Parisiis,
Firmin-Didot, 1864-1888 (далее – Дюбнер); 2) Anthologia Graeca. B. I-XVI.
Griechisch-Deutsch ed. Hermann Beckby, Bd. I-IV. Munchen, 1957 – 1958 (далее
– Бекби).
7. Следует сказать, что это деление в известной мере условно.
8. Сборник, состоящий из семи книг – сокращение антологии Кефалы
(так называемой Палатинской антологии) с добавлением некоторых отсутствующих
в ней эпиграмм.
9. Ф.А.Петровский. Вступительная статья к сборнику «Греческая
эпиграмма». М., 1960, стр. 17.
10. И.Ирмшер. Указ. соч., стр. 270
11. Там же.