О ВСЯЧЕСКОЙ НАУКЕ
[фрагменты]
31. О ДУШЕ
Душа, познающая сама себя и то, что она обладает
божественным достоинством, далеко отстоит от природы. Она возвышается над
всеми зародышами. Она гораздо раньше, чем они, отделена от всех тел, и
на собственном седалище сидит она выше всех природных и образующих начал,
превыше, можно сказать, даже самого всеобщего. Она присутствует в теле
не из-за истечения от звезд, рождается не от природы, входит в тело не
по телесным причинам, а нисходит свыше, от Бога. Если же душа не познала
сама себя и того, что она причастна высшему достоинству и поставлена свободною,
то рабски служит телу и губит свою свободу. И ее великий глаз бывает затянут
покровом природы и уже не светит.
40. ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?
Природа — это способность, невидимая глазом,
зримая умом, посеянная в телах Богом, начало движения и покоя. Она приводит
в движение природные тела и снова заставляет их остановиться. Ведь все
тела, элементы и то, что из них состоит, хотя и воспринимают движение и
покой от Бога, однако постоянно приводятся в движение природой. Многое
заставляет тела двигаться, прежде всего — Бог, затем ум, потом душа, в
конце же концов природа как некое орудие Бога. Человека и бессловесных
животных приводят в движение и душа и природа, но лишь одна природа заставляет
двигаться и останавливаться тела, простые и сложные.
75. О ВРЕМЕНИ
Время — это понятие и имя, созданное человеческой
мыслью. Поскольку существуют вещи вечные, всегда сущие и неподвижные, и
вещи, подверженные движению и гибели, то философы назвали саму меру движения
временем. Ибо время — это не вещь, существующая сама по себе, не тело,
видимое глазом, и не бестелесная сущность, подобно природе, душе, разуму.
Нет, время — это вещь, существующая только в мысли. Душа, соединенная с
Вышним, пребывает в неизменяемом веке, когда же бывает отторгнута от вечности
и лишена покоя ради рождения кого-либо, то она дает у себя место времени.
Итак, время — это не иное что, как мера движения.
76. О ДВИЖЕНИИ
Не легко понять, что такое движение. Это некий
образ и энергия движущегося тела в то время, как оно движется. Вот, например,
одна вещь увеличивается, другая изменяется, а иная мятется; для увеличивающейся
вещи движение — это увеличение, для мятущейся — смятение, для возникающей
— рождение. Так что движение — это не начало и не конец, но промежуток
между ними. Так, когда строится дом, то движение — это не начало его, ибо
он еще не сдвинут, и не конец, ибо тогда строительство бывает уже прекращено
— а то, что в промежутке между этим, само строительство дома — это
и есть движение. Аристотель назвал это энтелехией.
129. О ДОЛГОЙ ЗИМЕ
Зима бывает долгая, когда все планеты находятся
в зимнем знаке Зодиака, в Водолее, в Рыбах. Лето же бывает долгим, когда
все окажутся в летнем знаке Зодиака. Солнце, находясь в знаке Льва, производит
лето, в знаке Козерога — зиму. Поэтому и получила свое название «година»,
что солнце приходит в единое место, ибо светило возвращается туда, откуда
вышло. Когда все планеты собираются у нас над головой, то они производят
долгое лето, а удаленные от нас диаметрально — производят долгую зиму.
Когда зима бывает долгой, море захватывает материк, когда же лето продолжительно
— то море отступает от суши.
***
Перевод Т.А. Миллер
Воспроизведено по изданию: Памятники византийской литературы IX-XIV вв./ Отв. ред.: Фрейберг Л.А. - М.,1969. - С. 149-151.