ПРИМЕЧАНИЯ
 

1. Cирена (лат siren, греч Seirhn) - мифическое существо, дева, обитавшая на острове западного моря, находящемся между островами Кирки и Сциллой. Сирены привлекали своим приятным, чарующим пением проходящих моряков и вовлекали их в погибель на подводных камнях. По наружному виду их представляли существами, верхняя половина тела которых изображала женщину, а нижняя-птицу. Сравнение с сиреной - традиционное в античной литературе. Как пишет Павсаний: "Еще и теперь обычно все выдающееся в поэзии и в речах сравнивают с Сиреной".(Описание Эллады, I, XXI, 2.)
2. Таинник (греч. mustiV) тайнослужитель, тайноведец.
3. То есть к не-христианам.
4. То есть к христианам, причем не оглашенным, а крещеным и миропомазанным. Оглашенным, как известно, нельзя было присутствовать при всей литургии, а только на дозволенной части. И упоминание Евсевия о дверях, прямо соотносится с возгласом, сохранившемся и поныне "Двери! Двери!", сообщающем привратникам у дверей о недопустимости дальнейшего присутствия некрещеных.
5. За этим следуют не переведенные слова подлинника: toutn AiweV acronoi pro ouronou toude cai pro cosmou alloi te toutou apeeiroi AiweV Aivnwn, pro pashV thV tvn oratvn upostasewV, monon cai megan despothn, cai curion epigrajotai.(прим. переводчика).
6. Гекатомба - единовременное принесение в жертву сотни и больше животных. Любопытное описание гекатомбы дает Юлий Капитолин (Максим и Бальбин, XI, 5-6.): "Гекатомбой называется такое жертвоприношение: устраивают в одном месте сто дерновых алтарей и перед ними происходит заклание ста свиней и ста овец. Если это жертвоприношение совершает император, то убивают сто львов, сто орлов и других подобных животных по сто штук". Само сообщение этого автора (подтвержденное Геродианом в "Истории императорской власти после Марка", 8, 6, 8.) говорит о таком жертвоприношении, сделанном Бальбином, что свидетельствует о живучести этого архаичного обряда.
7. То есть своего старшего сына Константина.
8. Имеется в виду Констанций.
9. То есть Констант.
10. См. Жизнь Константина, прим. 43, 44, 45 к кн. 4.
11. Четвертый кесарь - Флавий Далмаций Старший, сводный брат Константина.
12. Скрытое указание на знаменитое высказывание Платона: "Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино - государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди - а их много, - которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, мой дорогой Главкон, государствам не избавится от зол..." (Государство, V, 473d) Выражение "по истине, один", возможно указывает на противопоставление Евсевием Константина Марку Аврелию Антонину - языческому императору-философу.
13. Реминисценция к известной надписи при входе в Дельфийский храм: "Познай самого себя", высказывание также приписывалось Фалесу Милетскому, Фемоное и Хилону.
14. Реминисценция к рассуждениям Платона о созерцании блага - вечных эйдосов (Государство, VII, 518a-d) и использованием понятия о благе для государственного устройства (Государство, VII, 540a-c).
15. По сообщению Евтропия (Краткая история от основания города, IX, 26.), царскую одежду и обувь, украшенную драгоценными камнями вместо просто пурпурного плаща ввел Диоклетиан.
16. Ср.: "Поэтому и всеприемлющая материя, чтобы полностью вместить виды, должна быть, субстратом, совершенно их лишенным, не имеющим - ради восприятия видов - ни качества, ни вида". (Алкиной. Учебник платоновской философии. VIII, 3.)
17. Евсевий имеет в виду, что созданное безвидное необходимо имело свою границу, диалектически эта граница  между безвидным и иным, противоположным безвидному, то есть оформленным, также как противоположное бескачественному - имеющее качества. И действительно, безвидное чем-то отличается от иного себе - отличается именно безвидностью как своим качеством и бесформенностью как разновидностью формы. Поэтому созданная единица - материя требует для своего существования в каком-то качестве иное себе - то есть это разделение происходит силой двойства.
18. Ср. Аристотель. Метафизика, VIII, 1, 1042a., Платон. Тимей, 50a-c. Причем, не смотря на кажущуюся близость этого места именно к учению Аристотеля о форме и материи, в действительности Евсевий и здесь не выходит за пределы платоновской философии, так как по существу создание тела из материи и формы противоречит учению Аристотеля, для которого материя есть только потенция, и форма не существует без тела.
19. Любопытно, что здесь Евсевий ради риторической красоты - последовательного нарастания чисел, приносит в жертву рассуждение Платона об образовании объемной Вселенной - Платон пишет "При этом, если бы телу Вселенной надлежало стать простой плоскостью без глубины, было бы достаточно одного среднего члена для сопряжения его самого с крайними. Однако, оно должно было стать трехмерным, а трехмерные предметы никогда не сопрягаются через один средний член, а всегда через два. Поэтому бог поместил можду огнем и землей воду и воздух, после чего установил между ними возможно более точные соотношения..." (Платон. Тимей, 32b.) По Платону, после единицы и двойки шла тройка как состоящая из единицы и двойки, соотносящая материю и форму в нечто третье - собственно в тело как совокупность формы и материи, данное пока не в его протяженности (объеме), а просто как окачествленная материя.
20. См. прим. 19. Рассуждение о "двух началах дважды" это не заимствование у Платона и философски необоснованное рассуждение, включено для обоснования четверки и введения стихий благодаря ошибочной редукции к Тимею, где Евсевий пропустил философское развернутое выведение тройки и поэтому сбился.
21. Имеется в виду сумма этих чисел, именуемых поэтому античными философами "простыми" и "совершенными".
22. См. прим. 21.
23. Евсевий имеет в виду, что любое число можно рассматривать как совокупность единиц, единица же на составные части не делится.
24. В лунном месяце тридцать дней.
25. То есть лабарум.
26. См. Жизнь Константина, кн. 3, прим. 51.
27. Игра слов: Плутос - греческий бог богатства, Плутон - латинский бог загробного царства.
28. Деметра - греческая богиня земли и плодородия, самые знаменитые таинства, ей посвященные - Элевсинские мистерии и Фесмофории.
29. Прозерпина (Персефона греч. миф.) - богиня плодородия, дочь Зевса и Деметры, супруга Аида.
30. Адонис (греч. миф.) - бог, за обладание которым боролись Афродита и Персефона, по решению Зевса он половину года проводил под землей, а половину на земле. Евсевий ошибается, или пользуется неизвестной мифологической традицией, Персефону похитил не Адонис, а ее будущий муж, Аид. По сообщению Аполлодора (Мифологическая библиотека, III, 14, 4.) наоборот, Персефона похитила Адониса.
31. Имеются в виду широко распространенные мистерии, посвященные Дионису как сыну Персефоны. В Афинах, например, эти мистерии были прямо связаны с Элевсинскими мистериями (см. В. Иванов. Дионис и прадионисийство, IX, 1.)
32. Дионис - греческий бог виноделия и виноградарства, сын Зевса и Семелы.
33. Пьяный Геракл, побежденный Дионисом - любимейший сюжет афинской сатировой драмы.
34. Геракл (греч. миф.) - герой, сын Зевса и Алкмены.
35. Эрот (греч. миф.) - бог любви, сын Ареса и Афродиты.
36. Скорее всего, Евсевий имеет в виду не конкретные празднества, а мифологические приключения этих богов.
37. Ганимед - фригийский пастух, похищенный Зевсом, которого Зевс сделал своим виночерпием. Количество женщин, сделавшихся предметом вожделений Зевса очень велико, далеко не полный каталог их у Гигина (Мифология, 155.) включает восемнадцать имен.
38. См. Жизнь Константина, кн.3, прим. 47.
39. Разрушение христианских храмов особенно широко производилось во время гонений Диоклетиана, скорее всего Евсевий его и имеет в виду.
40. Константинополь.
41. В Никее.
42. Имеется в виду Антиохия на Оронте - митрополия Сирии. Город этот был основан Селевком I в 300 г. до Р.Х. и назван в честь своего отца Антиоха.
43. Иерусалим снова получил свое прежнее название и новое значение при Константине.
44. Такие школы для оглашаемых были известны задолго до правления Константина - например, знаменитое Александрийское училище. Евсевий, видимо, имеет в виду не появление этих школ, а их широкое распространение в правление первого христианского императора.
45. Мусикийные орудия, то есть орудия Муз, орудия, посвященные Музам. Владеющий мусикийными орудиями принадлежал по понятиям античности к людям свободных профессий, приличных свободному человеку. Поэтому владение телом как мусикийскими орудиями указывает на свободу от тела.
46. Упирая на единовременность Евсевий имеет в виду установление на Никейском соборе единообразного времени празднования Пасхи.
47. Не понятно, Вифлеем или Иерусалим имеет в виду Евсевий.
48. Вышеупомянутые "невежды в вещах божественных", которым эти слова влагаются в уста, разумеют здесь Иисуса Христа.
49. Видимо, Евсевий имеет в виду культ богини Рима, нарочито понимая его слишком буквально. На это указывает и то, что он противопоставляет этот культ культу великого царя, основателя великого и царственного города, то есть легендарному основателю Рима - Ромулу, культ которого был установлен в Риме сразу после его "вознесения на небо". То, что он имеет в виду именно Ромула ясно по предшествующей антитезе: лира и  изготовитель лиры.
50. Гимнасий - помещение для телесных упражнений.
51. Говоря что Бог Отец положил единородного своего Сына как бы в среду между Собою и творениями, Евсевий разумеет не то, что иное могущество принадлежит Сыну, а иное Отцу, но то, что Отец все творит не Сам, а через Сына, равно как Отец не судит никому же, но суд весь даде Сынови (Иоан. 5, 22).
52. Т.е. водой (Быт, 1, 6.). Ср. также "... а войдя в мир и видя в центре его землю, за нею воду и, в-третьих, направляющийся кверху воздух ..." (Секст Эмпирик. Против ученых, IX, III, 197.)
53. То есть, если огонь горит при помощи дерева, то он каким-то образом заключен в нем. "Противоположными природами" - то есть, водой, которая есть в дереве и землей, создающей вообще любое твердое тело.
54. Очевидна реминисценция к пифагорейско-платоническому учению о гармонии как математической основе Космоса и музыке как выражении этой гармонии.
55. Евсевий имеет в виду круговорот воды.
56. Древние Отцы, особенно до никейского Собора, учили, что Богу Отцу свойственно повелевать, а Богу Сыну — исполнять Его повеления, или управлять миром, что Бог Отец творит таинственное и непостижимое, а Бог Сын — являемое и видимое. Посему Бога Сына называли они именами uphrethV cai upouroV, ко-торый после никейского Собора, в приложении к Богу Сыну, уже не встречаются.
57. Под именем провозвестника истины, Евсевий разумеет здесь Евангелиста Иоанна Богослова, и в следующих за сим выражениях излагает мысль вышеприведенного текста из Иоанова Евангелия.
58. Афина - греческая богиня, дочь Зевса и Метиды, покровительница войны, ремесла, науки.
59. Гермес - греческий бог, сын Зевса и Майи. Покровитель торговли, скота, странников, воров и плутов, вестник богов.
60. Мнемосина - богиня памяти, дочь Урана и Геи.
61. Музы - девять греческих богинь: Эрато, Эвтерпа, Каллиопа, Клио, Мельпомена, Полигимния, Терпсихора, Талия, Урания, дочери Мнемосины от Зевса, покровительницы наук и искусств.
62. См. прим. 33.
63. Приап - фаллический бог.
64. См. Жизнь Константина, кн. 3, прим. 51.
65. Геракл, Асклепий и Дионис в самих мифах о них называются людьми, впоследствии получившими божественное достоинство. Но даже таких общепризнанных в греческой мифологии людей, ставших богами или звездами или созвездиями гораздо больше, чем называет Евсевий. Например, список, который приводит Гигин в "Мифологии" включает восемнадцать имен, в том числе, помимо этих троих, знаменитого Пана. С Аполлоном (как и с Зевсом) сложнее, хотя встречаются евгемеризмы на его счет и у древних писателей - о смерти и могиле Аполлона говорит Порфирий (Жизнь Пифагора, 16.).
66. Гор - египетский бог, сын Исиды и Осириса. Евсевий называет его человеком по двум причинам - как отождествляемого с Аполлоном и как сына смертного Диониса и Исиды (один из вариантов происхождения - см. Геродот. История, II, 144, 156.) о котором Геродот рассказывает как о последнем боге - правителе Египта.
67. Исида - египетская богиня, отождествляемая с Деметрой.
68. Осирис - египетский бог, отождествлявшейся с Дионисом. Скорее всего Евсевий считает их людьми именно по отождествлению с греческими богами, о которых существовали подобные сказания. Так, он ничего не говорит о Аммоне-Зевсе и о Ра-Гелиосе, из тех же богов, которых он называет почитаемыми у греков людьми двое совпадают с египетскими.
69. Мелькарт (или Милькарт) - "царь города", описательное название Баала Тирского, умирающий и воскресающий бог, отождествлялся с Гераклом, видимо именно по признаку смертности Евсевий считет его обожествленным человеком. Особенно почитался в Тире и Карфагене.
70. По надписям известны несколько сходные по звучанию финикийские божества - Сакун и Сад (или Сид - СD), но кого конкретно имеет в виду Евсевий, не понятно.
71. Душара - в древнеарабской мифологии верховное божество государства Набатея, умирающий и воскресающий бог.
72. Вероятнее всего, имется в виду Аваддон, "погибель", в иудаистической мифологии олицетворение смерти. В христианской традиции имнуется Апполион, т.е. - губитель.
73. Уже Геродот (История, IV, 94-96) рассказывает о почитании гетами Замолксиса и о том, что этот Замолксис был рабом Пифагора и затем, освободившись, вернулся на родину и проповедывал там о бессмертии души. Также он рассказывает о хитрости, с помощью которой Замолксис заставил соплеменников себе поверить. Весь рассказ носит совершенно баснословный характер и сам же Геродот сомневается в его истинности.
74. Амфиарай - греческое местное божество, герой и знаменитый прорицатель, участник Калидонской охоты и похода Семерых против Фив, после поражения стал бессмертным по воле Зевса. О почитании фиванцами Амфиарая говорит Геродот (История, VIII, 134.), но не одни фиванцы почитали его как бога, так, например, Павсаний сообщает о его храме в Аттике (Описание Эллады. I, 34, 1-5.).
75. Общеизвестные человеческие жертвоприношения у финикийцев не были, конечно, связаны с греческим Кроносом. Эти слова Евсевия основаны на мифе, обосновывающем эти жертвоприношения и приводимым Филоном Библским и Порфирием, которые говорят о жертве Кроноса своему отцу Урану своего сына Йеуда в момент катастрофы. Хотя известно, что финикийцы почитали и боялись бога неба, судя по всему, они строили храмы и приносили жертвы только местным божествам - покровителям города.
76. Метагитион (Metageitnion), август-сентябрь афинского календаря. Любопытно, что Евсевий не пользуется собственно родосским названием этого месяца - Karneios, но не пользуется и общераспространенным названием месяца по юлианскому календарю.
77. Диомед, сын Тидея и Диопилы, герой, участник Похода Эпигонов и Троянской войны.
78. Амасис, египетский царь (569-526 гг. до Р.Х.).
79. Возможно, следует читать оместийскому.
80. Ср. Porphir. de abstin. II, 55 (FHG. IV, p. 408 Didot). И там же: "На Хиосе приносили в жертву Дионису молодого человека, растерзывая его, и - на Тенедосе, как говорит Евелпид Каристийский" (II, 7).
81. Лакедемон - старое название Спарты.
82. Арес - бог войны.
83. О человеческих жертвоприношениях на Крите (правда, относя их к Зевсу) говорят также Климент Александрийский (Protr. III 42, 5.), Атеней (Athen. VII, 375f-376a).
84. Город в Малой Азии, основан Антиохом II и назван в честь сестры Лаодики.
85.
86. Имеется в виду общеизвестный финикийский культ Молоха (от milk - царь), почитание которому сочеталось с жертвоприношением детей.
87.
88. См, напр. миф об Ифигении, которую должен был принести в жертву Агамемнон перед походом на Трою и множество других мифов, явно связанных с человеческими жертвоприношениями. Из исторических времен Геродот рассказывает, как были принесены в жертву дети Фанеса, одного из греческих наемников в Египте (самими этими наемниками - История, III, 11.), Плутарх сообщает о принесении в жертву трех пленных персов перед Саламинским сражением (Фемистокл, 13.) Дионису Оместу.
89. См. Геродот. IV, 62.
90.
91. Эрехтей - легендарный царь Афин. Его дочери - Прокрида, Креуса, Хтония и Орития. Аполлодор, приводит совершенно иную версию их жизни, замужества и смерти (Мифологическая библиотека. III, XV, 1-4).
92. Ср. напр. с человеческим жертвоприношением Зевсу Ликейскому (Павсаний. Описание Эллады. VIII, 38, 7).
93. Диодор Сицилийский (ок. 90-21 гг. до Р.Х.), его сочинение из 40 книг называлось "Историческая библиотека", поэтому Евсевий говорит о том, что он сделал сокращенное описание библиотек.
94. Дионисий Галикарнасский (1-й век до Р.Х.), ритор и историк, автор "Римских древностей в 20 книгах.
95. Xijhjorein touV gewponouV. Известно, что в начале царствования Диоклетиана земледельцы, жившие в Галлии, сделав между собою заговор, взялись за оружие и грабили на дорогах. Они присвоили себе наименование багаудов. Об этом cвидетeльcтвуют Орозий, Евтропий и Мамертин в похвальном слов Максимиану. Из этих слов Евсевия можно заключить, что такой род разбой-ничества происходил почти во всей римской империи.
96. Это место отнюдь нельзя отнести только к обычаям персов и египтян, женившихся на своих сестрах. Например, философия стоиков (!), казалось бы наиболее этически обоснованное учение, в целях бесстрастия, к которому должен стремиться желающий стать мудрый, рекомендовала кровосмешение: "Зенон, изложивши повествование об Иокасте и Эдипе, говорит, что не страшно жить с матерью"; "А Хрисипп в "Государстве" говорит буквально следующее: "Я одобряю практику, которая и теперь еще с полным правом существует у многих, когда мать рожает детей от сына, отец от дочери и единоутробный брат от родной сестрицы". (Секст Эмпирик. Против ученых, XI, 191-192.)
97. Кроме многочисленных упоминаний такого обычая у фракийцев и скифов Геродотом, ср. с удивительными словами у Овидия (Метаморфозы, X, 224-228.) о жертвоприношениях Зевсу Ксению в Амафунте на Крите:
     "Возле ворот их стоял Юпитера-Гостеприимца
     Злом омраченный алтарь. Как завидит пришелец, что пятна
     Крови на камне его, он думает: тут убивают
     Богу телят-сосунов да двухлетних овец амафунтских.
     Путник сам жертвой бывал".
98. Обычай убийства и поедания стариков (или просто поедания умершего) также несколько раз описан Геродотом для разных племен.
99. Орудный, оружный (далее - инструментальный), греч. (macairaV) сделанный, причиненный.
100. См. "Слово царя Константина...", прим. 81.
101.
102. Троя или Илион - город на западном побережье Малой Азии. Под бедствиями Трои Евсевий имеет в виду Троянскую войну, десятилетнюю осаду и разрушение города ахейцами, описанную Гомером в "Илиаде".
103. Римский император Пий Элий Адриан (24.01.76-10.07.138), имп. с 11.08.117. Относительно прекращения человеческих жертв Евсевий ошибается, Павсаний, живший гораздо позже Адриана говорит о продолжении этих жертв напр. Зевсу Ликейскому в Аркадии (Описание Эллады, VIII, 38, 7)
104. ...dike ojJtalmon uparcein, буквально: достойно зрения начальника.
105. Имеется в виду разрушение Иерусалима Титом в 70 г.
106. Адамант (adamaV) - алмаз; a- не, dmaw-укрощаю, побеждаю; неукротимый, не поддающийся ничьей силе, крепче и тверже всех камней, это название придается в церковной литературе прославившимся твердостью веры, одно из прозвищ Оригена.