ЕВНАПИЙ.    ЖИЗНИ СОФИСТОВ

Рукописей, которые содержат текст Евнапия, всего несколько. Все они в
плохом состоянии и являются производными от кодекса Laurentianus
LXXXV1.7 (конец XII века), который впервые был признан самым надежным
Иорданом в работе De Eunapii codice Laurentiano, Lemgo, 1888; его точку
зрения разделяет Лундстрем в Prolegomena in Eunapii vilas, Upsala, 1897. Другой кодекс, Vaticanus 140, содержит также "Жизни софистов" Филострата.
Худшие по качеству рукописи есть в Неаполе (Borbonici) и Париже. Правка
Кобе — см. Mnemosyne, vols. VI, VIII. Имеются две версии жизнеописания
Ливания, входящие в текст Евнапия, — в Laurentianus u Lacapenianus; по-
следняя, согласно Лундстрему, переработана самим Евнапием.
Настоящий перевод выполнен по изданию:

Philostratus Flavius, Eunapius. The lives of the sophists/ With an engl. transl. by W.C.Wright. — Cambridqe (Mass.): Harvard univ. press; London: Heinemann, 1968 (Loeb classical library; 134).
Комментарии составлены М.Л.Хорьковым.
 

                                                     ***

1. Диогеном Лаэртским Евнапий пренебрегает. Сотион, философ-пери-
патетик конца III века до н.э., написал сочинение, в котором рассказывает о
последовательном преемстве глав философских школ; им пользовался Диоген
Лаэртский.

2. Об этой метафоре см. Филострат. Аристид, 585.

3. О Евфрате см. Филострат. Жизни софистов, 488.

4. То есть, "Златоустом".

5. В IV в. н.э. представители других философских школ, особенно неопла-
тоники, недолюбливали и презирали киников, отчасти за их образ жизни,
который в чем-то походил на христианский. Этот Карнеад по другим источ-
никам неизвестен; некоторые отождествляют его с Карнеем (Кинулцием) в
"Дейпнософистах" Афинея.

6. Имеется в виду философов.

7. Евнапий, кажется, подразделяет философов на три группы: тех, кто
жил до Платона, тех, кто жил после Платона, и тех, кто жил со времени
Клавдия I (41-54 гг.) до времени Септимия Севера (193-211 гг.). Он не упо-
минает ни об одном из них и свое собственное сочинение начинает с Плотина,
который родился незадолго до смерти Септимия Севера.

8. Для обозначения титула "император" Евнапий в основном использует
слово "василевс", реже — "автократор" (самодержец).

9. То есть, Евнапий привязывает жизнеописания философов к правлени-
ям императоров.

10. Буквально "Плотин был философ из Египта". Однако по-русски сюда
привносится дополнительный смысл. Трудно сказать, предполагает ли грече-
ский текст какую-либо "египетскость" его как философа. В любом случае речь
здесь в первую очередь идет о происхождении Плотина.

11. Русский перевод см.: Порфирий. Жизнь Плотина / Пер. М.Л.Гаспаро-
ва // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фило-
софов. 2 изд. М.: Мысль, 1986. С. 427-440.

12. Царь по-сирийски malka.

13. То есть, пурпур. Порфирий описал этот случай в "Жизни Плотина". 17.

14. Ср. фукидид. История, 4. 21 . Имеется в виду Мессинский пролив.

15. Илиада, 6. 202. (Здесь и далее перевод П.Гнедича).

16. Илиада, 10.515.

17. Лоренцианская рукопись имеет здесь лакуну примерно в 12 букв.

18. Евнапий не совсем точно описывает данный случай, о котором сам
Порфирий рассказывает в своей "Жизни Плотина". 11.

19. Такого текста в дошедших до нас сочинениях Плотина (отредактиро-
ванных Порфирием) не существует. Евнапий, возможно, имеет в виду совет
не поддаваться несчастью, который Плотин дает в "Эннеадах" 3.2. Может
быть, источником Евнапия были несохранившиеся комментарии к "Эннеа-
дам" самого Порфирия.

20. Ср. Юлиан. Речи, V. 170, VII. 217.

21. Ср. Илиада, 8.19. Золотая цепь символизировала для неоплатоников
преемственность близких им по духу философов, как об этом пишет Марин в
сочинении "Прокл, или О счастье", 26.

22. Дж. А. Бартон считает, что Кавсата — это сирийское Kenestha, что
одновременно означает и "очищающий", и "грязный". Вот почему, этот слу-
чай, скорее всего, произошел в Сирии, а не в Риме.

23. В "Жизни Плотина", 16 Порфирий вовсе не называет Аквилина своим
учеником, но говорит, что он был христианским гностиком, который своими
учениями сбивал других с истинного пути. Упомянутый здесь Ориген и зна-
менитый христианский учитель Ориген — разные лица.

24. У Марцеллы было пять дочерей и два сына.

25. От "Всеобщей истории" Дексиппа сохранилось лишь несколько фраг-
ментов. История заканчивалась правлением Проба (269 г.) и была продолже-
на Евнапием. Дексипп также известен как полководец, который в 267 году, во
время захвата Афин готами, собрал небольшую армию и нанес готам ряд
поражений.

26. Равнинной, Низменной или Дальней Сирией называлась территория
между горами Ливан и Антиливан.

27. Ср. Диоген Лаэртский, 4.6.

28. Поразумевается обычная в античности манера чтения, когда слушате-
ли, в данном случае ученики философской школы, слушали читаемый одним
из них какой-нибудь текст в присутствии наставника.

29. Это Сопатр Старший, который был казнен Константином; его сын,
носивший то же имя, переписывался с Ливанием и был другом императора
Юлиана.

30. Феодор Аксинский, автор комментария на "Тимей" Платона. Возмож-
но, это тот Феодор, о котором Юлиан в одном из своих писем говорит, что он
критиковал учение Ямвлиха.

31. В соответствии с пифагорейской традицией, ученики называются
"друзьями".

32. Ср. Филострат. Жизнь Аполлония Тиансксго, 3.15, где похожая спо-
собность левитации приписывается индийским брахманам.

33. Ср. Платон. Федон, 64 в.

34. Ср. Плутарх. О гении Сократа, 580.

35. Согласно пифагорейскому учению, похороны оскверняют тех, кто в
них участвует.

36. Излюбленное в платонизме сравнение.

37. Ср. Гораций. Послания, 1.1.85: "Нет уголка на земле милей, чем
прелестные Байи" (пер. Н.С.Гинцбурга).

38. Это, несомненно, магическая формула. Об Эросе и Антэросе см. Фе-
мистия, 304d.

39. Глагол drao регулярно использовался для описания магических ри-
туалов.

40. В "Тимее", 36 Платон говорит, что в Мировой Душе заключено тело
космоса.

41. Ср. Платон. Пир, 194 в.

42. Справедливость считалась в неоплатонизме одной из важнейших до-
бродетелей.

43. Похожую историю рассказывает об одном юноше, имени которого oн
не называет, Элиан (фрагм. 1038).

44. Языческих.

45. Евнапий намекает на комедию Аристофана "Облака".

46. Демосфен. О венке, 87 говорит о зависимости Афин от поставок хлеба
из Византия.

47. То есть, не было нужного ветра, и корабли с продовольствием не могли
прийти в Константинополь.

48. Ср. Одиссея, 10.20.

49. Евнапий использует греческий титул "эпарх двора".

50. Mathema обозначала искусство составления гороскопов.

51. Рим.

52. То есть, Константинополь.

53. Илиада, 5.83. Пурпурная смерть, то есть, смерть кровавая. Вместе с
тем пурпур — цвет императорских одежд. Этот стих "Илиады" цитировал
Юлиан, когда его провозгласили цезарем, имея в виду ту же игру смысла: oн
опасался, что Констанций расправится с ним (Аммиан Марцеллин. XV. 8).

54. Обычная процедура после подобного видения: см. Аристофан. Лягуш-
ки, 137; Эсхил. Персы, 201.

55. Провинция.

56. Константин отправил Евстафия с посольством в Персию, о чем расска-
зано ниже. Однако описанные здесь события в Антиохии на самом деле про-
изошли гораздо раньше, в правление Галлиена, около 258 года нашей эры.
(Аммиан Марцеллин. XXIII. 5).

57. Евнапий дает греческое название должности — стратопедарх.

58. Риторическое общее место. Ср. Юлиан. ЗЗа, 426в.

59. Сапор — греческая форма персидского Шапур (Sahpuri), имя ряда
царей династии Сасанидов. Здесь речь идет о Шапуре II (309-380 гг.).

60. Грубый плащ считался непременным артибутом философа.

61. Маги — жрецы зороастрийской религии.

62. Это посольство также описывает Аммиан Марцеллин. XVII. 5.

63. Ср. Платон. Федр, 247а: "...зависть — вне сонма богов". Высказывание
имеет характер риторического общего места.

64. Форма выражения согласия.

65. Буквально "прикусив язык".

66. Управляющий домом, хозяйством.

67. Учение, изложенное главным образом в сочинении "Халдейские ора-
кулы". Cм.: Oracles chaldaiques. Texte etabli et traduit par Edouard des Places. Paris, 1971.

68. Одиссея, 17. 485-486 (здесь и далее пер. В.А.Жуковского).

69. Западный океан (гомеровский dzophos, "мрак Запада") всегда счи-
тался местом, посвященным умершим героям и сверхъестественным силам
вообще.

70. Луна считалась местом обитания благих демонов, героев и т.п. Удел
Сосипатры выше, то есть, сфера Солнца.

71 . Антонин умер около 390 года; Серапеум был разрушен в 391 году.

72. Утраченная поэма Гесиода, в которой каждая тема начиналась слова-
ри е oie "Или подобна она...". Во мн.ч. е oie - е oiai.

73. "Евтифрон". Царский портик — место, где заседал архонт-басилевс.

74. О преследовании тех, кто подозревался в колдовстве, см. Аммиан Мар-
деллин. XXVIII. 1.

75. Феофил был епископом Александрии. См. Зосим, 5. 28; Феодорит,
5.22.

76. Одиссея, 7.59.

77. Евнапий дает греческое название должности: "архонт политической
(гражданской) власти".

78. Созомен. 7.15 дает христианскую версию обращения Серапеума в
церковь.

79. Ср. Ливаний. О храмах, 474.

80. Ср. Платон. Федон, 81 d; Юлиан. Мисопогон, 344а. Против галилеян,
335 с. Христианские церкви часто строились на могилах мучеников.

81. Ср. Платон. Горгий, 524е.

82. Ср. Юлиан. Речи, VII. 228с.

83. То есть, как изречение оракула.

84. Общее место. См. прим. 58.

85. Некоторые исследователи полагают, что этот Клавдиан был отцом
латинского поэта Клавдиана (ок. 400 г. н.э.), однако для этого нет достаточно ясных свидетельств.

86. Имеется в виду из мужчин. Ливаний. Письма, 606 весьма хвалит
Максима за то влияние, которое он оказывал на Юлиана.

87. У Констанция II и Юлиана был общий дед, Констанций I Хлор, но
разные бабки — Елена и Феодора соответственно. Константин I — отец Кон-
станция II, и Констанций, отец Юлиана, были братьями по отцу.

88. Сам Юлиан (Послание к афинянам, 273в) говорит о материальных
средствах, которыми он тогда располагал, прямо противоположное.

89. Телохранители.

90. Укус этой змеи вызывал нестерпимую жажду. На это указывает ее
греческое название "дипсада", то есть "сухая", "иссушающая", "вызывающая
жажду". Описанные события происходили, скорее всего, в 350 году.

91. Ср. со знаменитым высказыванием Порфирия о Плотине: "Плотин,
философ нашего времени, казалось, всегда испытывал стыд от того, что жил в
телесном облике" (Жизнь Плотина, 1 ), а также с тем, что сам Евнапий пишет
о Порфирии.

92. О Приске см. ниже, а также Аммиан Марцеллин. XXV. 3 и Юлиан,
письма. После смерти Юлиана в походе против персов Приск возвратился в
Антиохию и осенью 363 года находился в этом городе. К моменту нашествия
Алариха Приск был еще жив; он скончался в 395 году в возрасте примерно
девяноста лет. Приск состоял в переписке с Ливанием. Из переписки импера-
тора Юлиана известно, что жену Приска звали Гиппия и у них было несколь-
ко детей.

93. Буквально "друзей".

94. Деметра и Персефона, с которыми связаны Элевсинские мистерии.

95. Лукиан (Lexiphanes, 10) упоминает о том, что разглашение имен
иерофанта и факелоносцев мистерий считалось преступлением.

96. Наследственные жрецы культа Деметры в Элевсине.

97. То есть был жрецом Митры; буквально "был отцом".

98. То есть христианских монахов. Об этом вторжений готов в 395 году
н.э. упоминается также ниже в жизнеописании Приска.

99. Об этом сам Юлиан пишет в "Послании к афинянам".

100. Об Орибасии см. ниже.

101. Констанций умер в ноябре 361 года, Юлиан с триумфом вои
Константинополь в декабре того же года.

102. "Плавать" Кобе добавляет, опираясь на Платона. Законы, 689d.

103. Илиада, 1.218.

104. Ни одно из этих писем Юлиана не сохранилось.

105. Илиада, 9.184.

106. См. Юлиан. Письмо к Ливанию (55), написанное в Антиохии в нача-
ле 363 года, где Юлиан жалуется на то, что Приск медлит со своим приездом.

107. Они оба были свидетелями смерти Юлиана (Аммиан Марцеллин.
XXV. 3).

108. После смерти Юлиана в Персии в июне 363 года полководец Иовиан
был провозглашен армией императором.

109. Иовиан умер в 364 году.

110. Евнапий имеет в виду, что Юлиан стал богом.

111. Валентиниан I (364-375), Валент II (364-378).

112. Подробно эта казнь описана у Плутарха, Артаксеркс. 16: подвергав-
шегося наказанию сажали в корыто и выставляли на солнце до тех пор, пока
он не умирал.

113. Страбон. 3. С 147 со слов Посидония сообщает о том, что женщины
племени артабров в Лузитании добывают золото при помощи мотыгообразных
лопат. Цец.Хилиада, 10.885 опирается на этот фрагмент Евнапия. В 3. С 165
Страбон повествует о том, что женщины многих иберийских племен рожают
на поле и после этого не покидают полевых работ.

114. Клеарх был префектом Константинополя (398-402). Он состоял в
переписке с Ливанием.

115. В 364 году Валентиниан отбыл в Медиолан (совр. Милан) согласно
договоренности между императорами, к которой они пришли во время встре-
чи в Нэссе (совр. Ниш в Сербии) весной того же года.

116. В 365 году на востоке империи вспыхнул мятеж Прокопия, претен-
довавшего на престол на основании того, что он доводился родственником
Юлиану.

117. "Эпарх двора" в передаче Евнапия.

118. Ему, когда он был префектом Галлии, Юлиан адресовал свои 4 и 8
речи. В греческом тексте его имя читается как "Салютий", часто употребляв-
шееся вместо Саллюстий. Его официальное имя, судя по надписям — Секунд.
После смерти Юлиана ему предложили трон, но он отказался. После смерти
Иовиана в 364 году трон предложили уже ему и его сыну, и Саллюстий опять
отказался. В 365 году он был префектом Востока, но вынужден был уйти в
отставку из-за вражды с Клеархом, проконсулом Азии.

119. Никий — афинский полководец, который во время Пелопонесской
войны проводил политику "бдительного выжидания".

120. Возможно, Евнапий имеет в виду вторжение готов около 398 года или
восстание в Антиохии в 387 году.

121.3осим,IV.10.

122. Текст сильно испорчен и его значение не совсем понятно. "И... сни-
скал себе славу" утрачено. Многие вместо "заняться безвредным видом теур-
гии" читают "вернуться к применению своих теургических способностей"

123. Валент. О казни Максима в Кфесе в 371 году. см. Аммиан Марцел-
лин. XXIX. 1; Зосим.IV. 15.

124. О Фесте см. Аммиан Марцеллин. XXIX. 2.

125. Аммиан Марцеллин.XXIX. 2: nес posica reperlus est usquam. Речь
идет о битве при Адрианополе в 378 году с готами. Позднеантичные авторы
часто называют их скифами.

126. Даймон.

127. Под именем Немезиды в Азии были известны две богини, особенно
почитаемые в Смирне.

128. Готы в 395 году.

129. Этот конфликт между городом и учащимися, возможно, усиливали
религиозные различия между ними, поскольку большинство горожан были
христианами, а большинство риторов и их учеников — язычниками. Юлиан
Каппадокийский родился примерно в 275 году в Кесарии Каппадокийской.
Около 330 года он блистал в Афинах как учитель риторики. Умер Юлиан
Каппадокийский приблизительно в 340 году в Афинах.

130. О междоусобных войнах между софистами и их учениками часто
упоминает Ливаний. См. также Гимерий. Речи, IV. 9, XIX, где он обращается
к тем ученикам, которые так увлечены этой борьбой, что ради нее пренебрега-
ют его занятиями. Случай, который Евнапий описывает здесь с таким живым
интересом, произошел за семьдесят лет до того, как он написал свои "Жизни".

131. "Спартанская рука", Laconica manus, — поговорка, выражающая на-
сильственные действия. В данном случае она указывает еще на происхожде-
ние Апсина.

132. Антипат.

133. Тускиан, должно быть, уже очень старый, когда с ним общался Евна-
пий, состоял в переписке с Ливанием. Он занимал ряд должностей на Востоке
и одно время вместе с Анатолием управлял Иллириком.

134. Евнапий употребляет греческое слово "тебеннос" для обозначения
римской тоги или трабеи. О таком поведении как жесте одобрения см. Фило-
страт. Жизни софистов, 626 (Гелиодор).

135. Ср. предсмертные слова Александра Македонского, ставшие крыла-
тыми; Диодор Сицилийский. XVII. 117, Арриан. VII. 26, Плутарх. Изречения
царей и полководцев, 181е: "Вижу: великие будут жертвы над моею моги-
лою!" (Пер. М.Л.Гаспарова).

136. Ученики софистов вербовали новых учеников для своих учителей,
ожидая у входа в порт их прибытия. В данном случае сам капитан оказался
вербовщиком учеников для Проересия.

137. То есть солнце уже прошло точку осеннего равноденствия.

138. "Ночная охота": возможно, Евнапий имеет в виду, что за ними будут
охотиться вербовщики разных школ. Но слово nyntereia может означать и
просто "ночлег", тогда предложение будет иметь тот смысл, что они не заноче-
вали в гостинице в Пирее, а пошли в Афины.

139. Таков был обычай встречи новичков старыми учениками. См.
Григорий Назианзин. Речи, XIX, 328 в.

140. То есть, по-видимому, делать вскрытие и расчленение.

141. Евнапий употребляет слово высокого стиля из Илиады, 1.313.

142. Буквально "дрожите за него".

143. Платон. Законы, 730в. Эти слова цитирует Юлиан. Речи. VI. 188в.

144. Софист, живший во времена Константина. Не имеет ничего
общего со знаменитым юристом конца II — начала III века н.э. Ульпиа-
ном (ум. 228 г. н.э.).

145. Трибоний — грубый плащ, который носили философы.

146. Месапотамия и Сирия.

147. Тиран Афин, дважды изгонялся. Даты жизни: 605-527 гг. до н.э.

148. Пословица, ведущая происхождение от игры остракинда, в которой
подбрасывали черепки и смотрели, какой стороной они упадут. Соотв. рус-
скому "орел стал решкой". Здесь Евнапий также намекает на процедуру ост-
ракизма, существовавшую в древних Афинах.

149. Эти слова Аристида приводит Филострат. Жизни софистов, 583. 0ни
стали пословицей.

150. Гермоген. Об изобретении, 3. 13 дает пять видов определения (horos)
Аргументация, относящаяся к каждому виду определения, была тщательно и
искусно разработана и представляла собой часть экспозиции. См. Квинтили-
ан, 7.3.

151. Евнапий называет их hoi taheos graphontes. Обычное же название
tahugraphoi.

152. То есть это скорописцы, работающие в суде. Фемида — богиня пра-
восудия.

153. Последнее определение впервые использовал Аристид для характе-
ристики Демосфена. Оно стало риторическим общим местом. Ср. Юлиан.
речи, VII. 237 с.

154. Этому Анатолию, когда он был префектом Иллирика, Гимерий адре-
совал свою 32 эклогу. Афины Анатолий посетил примерно в 345 г. н.э. Берит
- совр. Бейрут. Анатолий состоял в переписке с Ливанием; он был префектом
Египта, а затем с 356 года — Иллирика. Скончался Анатолий приблизительно
в 360 году.

155. Что данное слово означает, ни один источник не объясняет. Это про-
звище в IV столетии встречается очень часто. Его употребляли вплоть до VI
века, когда оно из отрицательного превратилось в довольно нейтральное.

156. Берит, современный Бейрут, по описанию Ливания, был знаменит
своей школой римского права. Берит по-гречески женского рода,

157. "Проблема" в риторике — предложенная для обсуждения тема, лат.
quaestiо.

158. Мужество состояло в том, что империей управляли христианские
императоры, Констанций и Констант.

159. "Разделения" — diaireseis. лат. partitiones: разделение речи на части и
озаглавливание каждой из них.

160. Постановка темы — стасис; лат. status, constitutio. Точное определе-
ние "стасиса" как риторического термина было в среде риторов предметом
постоянного обсуждения. Много места определению стасиса уделяет Гермоген
("Об идеях, или О видах слога", "Об изобретении", "О постановке основного
вопроса"). Квинтилиан, 3. 6 говорит, что эквивалентом "стасиса" являются
латинские qiaestio, constitutio или status. "Стасис" — это процедура постановки и определения темы оратором. Выше Евнапий употребляет примерно в том же смысле термин "катастасис".

161. Здесь Евнапий, кажется, стремится подражать Филострату. Жизнь
Адриана, 589. Филострат описывает похожую реакцию людей, не знавших
греческого языка.

162. Это напоминает платоновский рассказ о Сократе в "Пире", 220а,b:
"Точно так же и зимний холод — а зимы там жестокие — он переносил
удивительно стойко, и однажды, когда стояла страшная стужа и другие либо
вообще не выходили наружу, либо выходили, напялив на себя невесть сколько
одежды и обуви, обмотав ноги войлоком и овчинами, он выходил в такую
погоду в обычном своем плаще и босиком шагал по льду легче, чем другие
обувшись" (Пер. С.К.Апта).

163. Ливаний, письмо 278, упоминает об этой статуе, находившейся в
Риме, а также о другой такой же, которая была в Афинах.

164. Эта должность, изначально военная, в IV веке стала обозначать кон-
тролера продовольствия. См. Юлиан. Речи, 1. 8с, где Юлиан говорит о том,
что император Константин не побрезговал занять эту должность. В 345 году
Анатолий из Берита, префект претория, приехал в Афины, где утвердил Про-
ересия в должности контролера продовольствия (стратопедарха).

165. Фраза, имеющая характер пословицы. Ее часто употребляют Лукиан
и Юлиан. См. также Платон. Теэтет, 183d: "Вызывать Сократа на разговор —
это все равно, что звать ездока в чистое поле" (Пер. Т.В.Васильевой).

166. О Милесии см. выше.

167. По мнению Райта, слово "эллины", возможно, указывает здесь на
приверженцев язычества.

168. Райт полагает, что имеется в виду общение Проересия с иерофантом
Элевсинских мистерий.

169. См. выше. Проересий скончался в 367 году. Его эпитафия была напи-
сана Григорием Назианзином.

170. То есть Проересий часто использовал темы персидских войн в каче-
стве общих мест.

171. Парнасий упоминается выше. По другим источникам он неизвестен.

172. В 336 г. н.э.

173. Ливаний прибыл в Константинополь в 340 году, а покинул его в 343.

174. Сам Ливаний пишет, что провел в Никомедии пять лет, которые были
счастливейшими в его жизни.

175. Евнапий ничего не говорит о втором визите Ливания в Константино-
поль.

176. Приспособляемость полипа к любым условиям была излюбленным
общим местом. См. Филострат. Жизни софистов, 487; Лукиан. Морские раз-
говоры, 4: "К какой бы скале полип ни приблизился и ни приладил к ней,
присосавшись, чашечек своих щупальцев, он становится подобен ей и меняет
свою кожу, делая ее похожей на цвет камня; таким образом полип укрывается
от рыбаков..." Пер. С.Лукьянова.

177. В свете того, что Ливаний считался величайшим оратором своего
времени, эта критика со школьных позиций выглядит не совсем состоятель-
ной.

178. Евнапий пытается несправедливо обвинить Ливания в пристрастии к
псевдо-аттикизированию, которое в свое время высмеял Лукиан, Lexiphanes.

179. Аристофан, Птицы. 1569. У Фукидида, 8.86, Лесподий — афинский
военачальник. И Лесподия, и Дамасия комические поэты высмеивали за их
длинные ноги. Плутарх в "Застольных беседах", 712А говорит, что для того,
чтобы сделать понятным этот фрагмент Евполида, необходим искушенный
грамматик.

180. Здесь: император Юлиан.

181. Евнапий называет это несохранившееся сочинение Ливания Peri
eyphyias. Акакий из Кесарии состоял в переписке с Ливанием, и письма по-
следнего сообщают об этом человеке сведения, о которых Евнапий не упоми-
нает. Акакий был старше Ливания и происходил из семьи потомственных
риторов. Сначала он преподавал в своей родной финикии, а затем — в Анти-
охии, после — в Палестине. Ливаний был не столь дружественно настроен по
отношению к Акакию, как о том пишет Евнапий: в Антиохии они были сопер-
никами; в 361 году Ливаний одержал над ним верх, и Акакий покинул Анти
охию; с этого времени и началась их переписка. Вскоре они пришли к прими
рению. Со сведениями их писем трудно согласуется сообщение Евнапия о
том, что Акакий скончался молодым.

182. Об этом софисте другие источники ничего не сообщают.

183. См. Филострат. Жизнь Антипатра, 607.

184. Проагон — предварительная аргументация при риторическом дока-
зательстве. Мелета — декламация, также упражнение в декламации, или
речь на вымышленную тему.

185. Магн предоставлял возможность своим пациентам самим выбирать,
что для них благо, а что — зло, следуя Аристотелю, Никомахова этика. 3.
1110в-1111a. Ливаний упоминает о Магне в письме, написанном в 364 году.
На смерть Магна Палладий написал известную эпиграмму, содержащуюся в
"палатинской антологии", II. 281: "Когда Магн сошел в Аид, Эдоней задро-
жал от страха и молвил: "Вот пришел тот, кто может излечить даже мертвого".

О Магне упоминает Филосторгий, 8. 10. В 388 году, когда Ливаний напи-
сал ему письмо (763), Магн был еще жив.

186. Ср. Плутарх, Перикл. 8. Евнапий, несмотря на то, что хорошо знал
Плутарха, рассказывая этот известный анекдот, отступает от первоисточника.

187. Асклепий. См. Лукиан. Икароменипп, 24.

188. См. выше.

189. Симонид, фрагм. 68.

190. Неясно, какая именно Галатия имеется в виду — малоазийская или
Галлия, которая по-гречески тоже Галатия. По версии У.Райта — Галлия.

191. В качестве врача.

192. См. выше.

193. Вероятно, имеется в виду система тетрархии, введенная при Диокле-
тиане.

194. Платон. Федр, 246е.

195. О фессалийском насилии см.: Филострат. Жизнь Крития. Данное
выражение стало пословицей, см. Юлиан, 34d, 274с.

196. См. выше.

197. У Евнапия "архонт".

198. Провинция.

199. Буквально "предводитель этого народа" (toy ethnoys).

200. Платон. Федр, 246в.

201. Ср. жизнеописание Ямвлиха и прим. 27.