Иосиф Вриенний
Письмо некоему Иоанну
25. ИОСИФ ИОАННУ.
Если бы я твердо знал, что это мое письмо не погибнет в море и что
ты не предашь именно его тотчас же земле, после его прочтения, или огню,
или, что более обычно и что часто бывает, мраку, то, составив согласно
теме, я пытался бы послать тебе. Поскольку теперь я обдумываю это, я начинаю
писать тебе более нерадиво. Подумай же, каково это есть, чтобы и бумага
наудачу и чернила были куплены на рынке. И быть в уединении и чтобы были
положены впереди и стилвотир, и ножницы, и чернильница, и чтобы перо было
притуплено. И были попусту приготовлены и игла, и нить, и воск,
и после этого печать. Таковы внешние обстоятельства. Каковы
же те, что зависят от нас самих, и сколь значительны? Смысл находок, более
полезное в них и более обременительное; наклонение шеи, устремление
глаз, мастерство руки, движение пальцев, сгибание колен, выставление
напоказ рядов, тип письма, красота мыслей; возможно и раскрытие секретов.
Когда же и письмоносец для доставки его был приглашен и долгое плавание
было окончено, и теперь, в результате хорошего исхода, оно оказалось в
руках того, кому отправлено, и поскольку же для чтения келейно и
втайне я передал из числа самых изящных как пропавшее для себя, прикинь
себе, сколько презрения появилось у отправившего. Так вот поэтому древние,
не имея подобного навыка, но как раз противоположный ему, как только посылали
письмо или получали, то отправители, прежде чем передать его в руки доставщика,
переписывали его, внося в книгу, содержащую и другие
их сочинения. Получатели же, одновременно с получением, сразу же его показывали
собеседникам; и самыми первыми заучивая наизусть, они записывали
на своих писчих дощечках; и получая снова от них, сами вставляли в свои
книги, и, заучивая наизусть для доказательства, дома и на рынках, и на
улицах, и на собраниях, и во время бесед всякого рода, вместо всякой болтовни,
эти полезные письма излагали по памяти. Вследствие этого получателем восхищались,
как другом такого человека; составителю рукоплескали с похвалами как оратору;
познавали и силу риторики; и по многим соображениям прославлялась образованность.
Из этого следовало и нечто такое. Всякий раз, когда составителю снова
хотелось тому же самому или кому-либо другому из друзей послать, он вспоминал,
что получатель — друг и заучит письмо наизусть, и перепишет, и многим о
нем расскажет. И в пределах годичного цикла оно будет вписано на десяти
или даже ста досках и сохранится в течение века, переписываемое часто учеными
мужами. Ты представляешь, с какой радостью, усердием и мастерством он (составитель.
— В.С.) писал его (письмо. — В.С.). Так написали письма Либаний,
философ Синесий, Исидор Пелусиот и все, письма которых еще продолжают сохраняться
на земле. Так, стало быть, они заботились о слове. Таковы были люди, стремящиеся
к знанию, любящие красивое, любящие со взаимностью. И если, конечно, ты
сам желаешь получать для себя мои письма, перепиши их прежде всего, одновременно
с получением. Заучивай наизусть с рвением; читай друзьям; обстоятельно
излагай всем, как только появится время, преграждая путь неуместным и вздорным
разговорам. И ты получишь себе, пусть будет оговорено — с божьей помощью,
очень обширное (письмо. — В.С.) и, лучше было бы сказать, тесно
связанное с искусством.