Юлий Африкан
Мученичество святой Симфорозы и ее семерых сыновей
Работа эта приписывается Юлию Африкану. Евсевий
Кесарийский пишет, что она была частью «Историографии», однако из «Историографии»
сохранились лишь фрагменты, и потому трудно с уверенностью утверждать,
что история святой Симфорозы была написана Африканом. Впрочем, нет и достаточных
оснований, чтобы оспаривать его авторство.
Есть две святых Симфорозы – одна – Симфроза Римская,
исповедница. Другая – Симфроза Тивурская, мученица. Здесь, вероятнее всего,
речь идет о первой.
Однажды император Адриан построил себе дворец, и
пожелал посвятить его богам, прибегнув для этого к нечестивым языческим
обрядам. Когда он принес богам жертвы, то жившие в идолах демоны сказали
императору: «Вдова именем Симфороза и ее семеро сыновей день за днем притесняют
нас, молясь своему Богу. Если она с детьми согласится принести нам жертву,
мы обещаем исполнить всякое твое желание и благословим тебя». Тогда Адриан
приказал привести вдову с сыновьями, и со всей вежливостью попросил их
принести жертвы богам. Но благословенная Симфороза отвечала ему: «Мой супруг
Гетулий с братом Амантием были народными трибунами, служа тебе и Риму.
Оба они претерпели гонения за имя Христово, отказавшись принести жертвы
идолам, и как добрые воины Христовы своей смертью победили твоих демонов.
Они предпочли казнь отречению, решив, что лучше быть обезглавленными, чем
быть идолопоклонниками. И в смерти своей, хоть и пережили они позор и бесславие
со стороны людей, но обрели вечную славу и почет среди ангелов небесных.
Сейчас, на небесах, они пожинают плоды своих подвигов, наслаждаясь вечной
жизнью в присутствии Вечного Царя».
Адриан ответил: «Либо ты с сыновьями своими принесешь
жертву всемогущим богам, либо я сам принесу в жертву тебя с детьми». Благословенная
же Симфороза сказала на это: «Откуда же мне выпала такая честь – что я
сочтена была достойной стать жертвой для Господа Моего»? Император не понял:
«Я принесу тебя в жертву моим богам».Симфороза же ответила: «Твои боги
не могут принять меня в жертву, но если меня сжечь за имя Христово, то
своей смертью я скорее уничтожу твоих богов». На это Адриан сказал: «Выбирай:
или принеси жертву моим богам, или умрешь мучительной смертью». Благословенная
же Симфороза отвечала ему: «Ты думаешь с помощью угроз изменить мое решение.
Я жене боюсь смерти, но наоборот, желаю поскорее встретиться с моим возлюбленным
супругом Гетулием, которого ты предал смерти за имя Христово». Тогда император
повелел отвести ее в храм Геркулеса, где ее стали бить по щекам и подвешивать
к потолку за волосы. Когда же ни уговорами, ни угрозами не удалось склонить
ее к идолопоклонству, император приказал привязать ей большой камень на
шею и бросить в Тибр. Брат же ее, Евгений, будучи управителем того района,
выловил ее тело и предал земле за городом.
На другой день Адриан приказал привести к нему всех
сыновей Симфорозы. Когда их привели, он стал призывать их принести жертвы
идолам. Когда же они отказались, несмотря на все уговоры и угрозы императора,
он приказал развести вокруг храма Геркулеса семь костров и подвесить над
ними сыновей Симфорозы. Старшему, Крискенту, он приказал пронзить горло.
Следующему по старшинству, Юлиану, он приказал пробить грудь. Третьему,
Немезию, пронзил сердце. Четвертому, Примитиву (Primitivus), пронзил живот,
пятого, Иустина, – ударили в спину мечом, шестому, Стракцию, пробили бок,
а седьмого, Евгения, подвесили вниз головой и разрубили пополам.
На следующий день Адриан вошел в храм Геркулеса
и приказал вынести тела убитых и бросить в глубокую яму. Епископы впоследствии
назвали это место «Семь Победивших смерть» /bioqanatoi,
«живые мертвецы»/. после этих событий гонения на христиан стихли на
полтора года, так как все отдавали почтение телам мучеников. Они были перенесены
в большую могилу, выкопанную специально для них, и имена их были записаны
в книге жизни. День поминовения блаженной Симфорозы и ее сыновей Крискента,
Юлиана, Немезия, Прамитива, Иустина, Стракция и Евгения празднуется 18
марта. Тела их покоятся у Трибуртинской дороги, возле камня в восьми милях
от города, охраняемые Самим Господом нашим Иисусом Христом, Которому да
будет честь и слава вовеки.
Аминь.
Перевод выполнен по: The Extant Writings of Julius Africanus www.searchgodsword.org/his/ad/ecf/ant/juliusafricanus