РОМАН III
 
 

      I. Итак самодержцем становится зять покойного Роман, Аргиропул по на-
званию рода.[1] Новый император считал свое правление только началом
цепи и, поскольку царская семья потомков Василия Македонянина[2] со
смертью тестя Константина прекратила существование, думал о продол-
жении рода. Он рассчитывал не только править сам, но и передать
власть наследникам; в действительности же, прожив очень недолгое
время, да и то в болезнях, он скоро испустил дух, о чем я расскажу под-
робно дальше. Отныне мое историческое повествование станет более де-
тальным. Ведь император Василий умер, когда я был младенцем, Кон-
стантин — когда я только изучал начатки наук, рядом с ними я не
находился, их не слышал и не знаю даже, видел ли, — в детской
памяти такого случая не сохранилось. Романа же я сам видел,
а однажды и разговаривал с ним. Поэтому о первых двух импера-
торах я рассказывал с чужих слов, этого же опишу сам, ни у кого
никаких сведений не заимствуя.

      II. Этот муж был воспитан на эллинских науках и приобщен
к знаниям, которые доставляются наукой латинской,[3] отличался
изящной речью, внушительным голосом, ростом героя и истинно
царской внешностью. Однако о знаниях своих мнил много больше,
чем они заслуживали; мечтая к тому же уподобить свое царство-
вание правлению знаменитых древних Антонинов, мудрейшему фи-
лософу Марку и Августу,[4] он посвятил себя двум занятиям: нау-
кам и военному делу, но в последнем был совершенно невежествен,
науки же знал поверхностно и неглубоко. Самомнение и напряже-
ние сверх меры сил души ввели его в заблуждение в вещах весьма
значительных. Тем не менее он раздувал любую тлевшую под зо-
лой искру мудрости и собрал все ученое племя — я имею в виду
философов, риторов и всех тех, кто занимались или, по крайней
мере, считали, что занимаются науками.

      III. То время произвело на свет немногих ученых, да и те до-
шли лишь до преддверия аристотелевской науки, а из Платона
толковали только о символах, не знали ничего сокровенного и того,
о чем рассуждают люди, знакомые с диалектикой и наукой дока-
зательств. Не имея четких понятий, царь ложно судил об этих
философах. Хотя предпосылки проблем были заложены еще в на-
ших священных речениях,[5] большая часть трудных вопросов так и
осталась без решения, они же искали, как совместить целомудрие и
зачатие, деву и плод,[6] и исследовали предметы сверхъестественные.
И вот его царствование приняло тогда философское обличье, но было
это маской и притворством, а не исканием и познанием истины.

      IV. Едва успевал Роман произнести несколько слов, как вновь
обращался к щитам, заводил речь о поножах и панцирях; ведь
намерением его было разгромить всех варваров, восточных и за-
падных, и хотел он их не словом покорить, а оружием одолеть.
Если бы эти две страсти были не баловством и хвастовством,
а истинным стремлением, он принес бы немало пользы государ-
ству, но дальше намерений он не пошел; более того, возбудив ра-
дужные надежды, сам же их, можно сказать, и разрушил своими
делами. Однако мой рассказ, не миновав еще и введения, уже по-
спешно стремится к концу — вернемся же к истокам правления
Романа.

      V. Предпочтенный другим и удостоенный диадемы, он поверил
пророчествам и вообразил, будто сможет находиться на престоле
долгие годы и даст начало роду, из которого выйдет много ца-
рей; при этом он, казалось, и не понимал, что дочь Константина,
с которой он соединился после прихода к власти, уже вышла из
возраста, когда можно забеременеть, и чрево ее сухо для деторо-
ждения (ей было уже пятьдесят, когда она вышла замуж за
Романа). Но собственные желания были для Романа выше неспособ-
ности тела, поэтому он, пренебрегая главным условием, без кото-
рого невозможно зачатие, обратился за помощью к тем, кто хва-
стал, будто они умеют одолевать и вновь возбуждать природу, и
велел умащать и притирать свое тело, предписав то же самое и
жене. А она старалась и того больше, совершала множество ма-
гических обрядов, подвешивала к телу какие-то камешки, прикреп-
ляла амулеты, обвязывалась веревками и носила всякую чепуху
на теле. Однако, поскольку надежды не оправдались, император от
всего этого отказался и стал уделять жене все меньше внимания.
А был Роман, говоря правду, характером вялый и телом рас-
слабленный — ведь он десятью годами был старше царицы.

      VI. Роман сначала щедро раздавал государственные должно-
сти, был великодушней большинства самодержцев в царских по-
жалованиях, дарах и милостях, но потом с ним произошла стран-
ная и неожиданная метаморфоза: вихрь раздач быстро улегся,
сразу задув, он вскоре и выдохся, царь стал непохож на самого
себя и обстоятельствам более не соответствовал; при этом он не
спускался вниз постепенно и расчетливо, а стремительно ска-
тился вниз с высочайшей вершины. Что же до царицы, то ее вол-
новали две вещи: недостаток мужниной любви и невозможность
тратить деньги без счета, ибо император закрыл для нее дверь
казны, опечатал сокровищницу, и жила она на отмеренные ей
суммы. Поэтому она возненавидела царя и советчиков, которых он
слушался, а те, конечно, знали об этом и тем более ее остерега-
лись, особенно же сестра самодержца Пульхерия, женщина боль-
дцого ума и для него небесполезная. Сам же царь к этим подозре-
ниям относился беспечно, будто вступил в договор о царстве с не-
коей высшей силой и от нее получил залог неколебимого ве-
личия.

      VII. Задумав добыть славу боевыми трофеями, он пригото-
вился воевать с восточными и западными варварами, однако по-
том решил, что победа на западе, если он даже легко ее завоюет,
не принесет ему серьезной пользы, а вот если он двинется на
страну, где встает солнце, то прибавит себе величия и будет с гор-
дым видом вершить царскими делами. Вот почему за отсутствием
истинной причины он выдумал мнимый предлог для войны с сара-
цинами, живущими в Келесирии (их столица на местном языке
называется Халеб),[7] собрал против них войско, умножил его
ряды, изобрел новые боевые порядки, сколотил союзные отряды
и набрал пополнение, чтобы одним ударом покончить с врагом.
При этом он считал, что стоит ему сверх обычного предела увели-
чить войско, создать огромную армию и двинуть на врага эти
полчища ромеев и союзников, как никто уже не сможет выдер-
жать его натиска. И хотя высшие военачальники высказывали опа-
сения и отговаривали его от похода, он велел уже готовить рос-
кошные венки, которые должны были увенчать его, когда он ста-
нет провозглашать победу.

     VIII. Сочтя подготовку к походу законченной, он выступил из
Византия и направился в Сирию.[8] По прибытии в Антиохию Ро-
ман совершил торжественный въезд в город, и процессия его вы-
глядела царственно, но скорее театрально, чем по-боевому, и не
могла поразить воображения неприятелей. Варвары же, посовето-
вавшись меж собой и разумно рассудив, прежде всего отправили
к самодержцу послов с сообщением, что воевать они не желают,
предлога для войны не давали, мирные соглашения соблюдают,
прежних клятв не преступают и договоров не нарушают, но раз уж
над их головами занесен меч, то и они, если император останется
непреклонным, приготовятся (только сейчас) к войне и будут упо-
вать на удачу в бою.[9] На этом стояли послы; что же до импера-
тора, то он, будто рожденный лишь для того, чтобы располагать
и строить в боевые ряды войско, устраивать засады и набеги, ко-
пать рвы, отводить реки, разорять крепости и делать все, чем, как
известно, занимались знаменитый Траян, Адриан, еще раньше це-
зарь Август, а до них Александр, сын Филиппа, отправил назад
посольство (ведь оно было мирным!) и с еще большим усердием
продолжал готовиться к битве, при этом не отбирал для своих
целей лучших людей, а отдавал предпочтение простым воинам, на
которых главным образом и надеялся.

      IX. Когда он выступил из Антиохии, на холмах неожиданно
показался отряд варварских воинов, засевших в засаде по обе
стороны дороги. Вооруженные как попало, без доспехов, эти
смельчаки боевыми криками и внезапным появлением навели ужас,
оглушили наших воинов конным топотом и произвели впечатление
огромных полчищ, ибо не двигались сомкнутым строем, а беспо-
рядочно скакали отдельными группами. Они внушили такой страх,
внесли такую сумятицу в ряды этого огромного войска и так сло-
мили волю людей, что все, в каком были виде, так и помчались,
ни о ком и ни о чем больше не помышляя. Верховые повернули и
пустили вскачь коней, остальные, не теряя времени, чтобы осед-
лать лошадей, отдавали их первому попавшемуся, а сами, кто как
мог, искали спасения в беспорядочном бегстве или скитаниях. Слу-
чившееся тогда превзошло все ожидания: те, которые благодаря
своей воинской выучке и боевым порядкам покорили всю землю
и, казалось, были неуязвимы для любых варварских полчищ, не
выдержали одного вида врагов, были как громом оглушены и до
глубины души напуганы их криками и пустились в бегство, будто
понесли сокрушительное поражение. Первыми поддались панике
телохранители императора, которые бросили самодержца и понес-
лись без оглядки. И если бы какой-то человек не подсадил его на
коня, не подал узду и не велел удирать, может быть, и попал
в руки врагов тот, кто надеялся потрясти всю земную твердь. Бо-
лее того, если бы в тот день бог не сдержал натиска варваров и-
не внушил им благоразумия в удаче, ничто не спасло бы от гибели-
ромейского воинства, и прежде всего самого самодержца.[10]

      X. И вот наши в панике удирали, а враги, оказавшись про-
стыми свидетелями своей нежданной победы, стояли в изумлении
от такого беспричинного отступления и бегства. Затем, взяв в плен
нескольких воинов (да и тех, в ком только узнали людей знат-
ных), с остальными возиться не стали и бросились за добычей.
Прежде всего, они сняли царский шатер, который мог бы поспо-
рить с иными из нынешних дворцов, столько в нем было ожере-
лий, браслетов, венцов, жемчугов и других богатств, всего самого
великолепного! Числа этих драгоценностей было не измерить,
а красотой не налюбоваться, столько и такой роскоши хранилось
в царской палатке. Сначала они сняли шатер, затем собрали и
другую добычу и, груженные ею, вернулись к своим товарищам.
Это о варварах. А между тем царь, оторвавшись от варварского
отряда, поскакал туда, куда помчали его пыл и ноги его коня,
а потом остановился на холме, откуда был хорошо заметен для
бегущих и убегающих (его можно было узнать по цвету санда-
лий); он собрал вокруг себя многих беглецов и встал, окруженный
ими. Вскоре слух о нем распространился, подошли и другие воины,
затем появилась перед ним и икона божьей матери, которую ро-
мейские цари обычно везут с собой в походах как предводитель-
ницу и хранительницу всего войска—одна только она и не по-
пала в руки врагов.

      XI. Увидев сладостный лик — царь всегда ревностно почитал
эту святыню, — он тотчас воспрянул духом, обнял, не сказать как
горячо прижал ее к сердцу, оросил слезами, доверительно загово-
рил с нею, напомнил о благодеяниях и поборничестве, когда она
не раз вызволяла и спасала Ромейскую державу в опасности. Об-
ретя ее милостью мужество, он, сам только что беглец, принялся
упрекать бегущих, ободрять их криками и останавливать; воины
по голосу и виду узнавали царя, собралась большая толпа, и он
прежде всего вместе с ними отправился к наскоро разбитой па-
латке. Расположившись там на ночлег, он наутро после недолгого
отдыха позвал начальников войска и предложил им обсудить, что
делать дальше. Все стали советовать вернуться в Византий и уже
там обдумать случившееся, и царь, согласившись с их мнением,
выбрал для себя самое разумное и отправился в Константино-
поль.

      XII. Потом царь очень раскаивался в своих действиях, тер-
зался душой от пережитых огорчений, резко переменился и обра-
тился к образу жизни, для него непривычному. Надеясь попече-
нием о казне восстановить в прежних размерах все утраченное,
он походил больше на сборщика налогов, нежели императора, во-
рошил и исследовал дела еще Евклидовых времен[11] и строго взы-
скивал с детей долги их давно забытых отцов, споры тяжущихся
сторон не разбирал, в защиту ни одной из них не высказывался
и приговоры выносил не иначе, как в свою пользу. В результате
народ весь разделился на две части: более достойные изображали
себя людьми простодушными и далекими от государственных
дел — их император и в грош не ставил, те же, кто был готов на
все и искал корысти в чужой беде, своей испорченностью только
подбрасывали хворост в костер, разожженный самодержцем. И все
кругом наполнилось смятением и беспорядком; самое же страшное,
что, хотя множество людей обиралось догола, казна от этих побо-
ров ничего не получала, поток же денег устремился в другом на-
правлении. Расскажу подробней, куда именно.

      XIII. Этот царь старался казаться благочестивым. Он и в дей-
ствительности пекся о божественном, но притворство было в нем
сильнее истины, и казаться значило для него больше, чем быть.
Поэтому он весьма усердно занимался божественными вопросами,
исследовал причины и смысл, познать которые наукой невозможно,
если не обратиться к Уму и непосредственно от него не получить
объяснение сокровенного. Он же не слишком много философство-
вал о здешнем мире, не обсудил этих вопросов с философами
(если, конечно, им можно незаконно присвоить это наименование
за знакомство с начатками аристотелевского учения), а брался
размышлять о вещах глубокомысленных и, как сказал один из на-
ших мудрецов, постижимых для одного лишь Ума.[12]

      XIV. Таков был первый вид его благочестия. Кроме того, за-
видуя знаменитому Соломону, строителю прославленного храма,[13]
и ревнуя к славе самодержца Юстиниана, соорудившего великую
церковь, носящую имя несказанной божественной мудрости,[14] он и
сам принялся воздвигать храм божьей матери, но при этом сде-
лал много плохого и благочестивая цель стала поводом для дур-
ных дел и многих вопиющих несправедливостей. Расходы непре-
рывно росли, и денег каждодневно собиралось еще больше, чем
нужно было для строительства. Царь считал своим злейшим вра-
гом всякого, пытавшегося соблюсти меру, и немедленно причислял
к ближайшим друзьям тех, кто изобретал всевозможные изли-
шества. Раскапывались целые горы, горнорудное дело ценилось
выше самой философии, одни камни обкалывались, другие полиро-
вались, третьи покрывались резьбой, а мастера этого дела почита-
лись не меньше Фидия, Полигнота и Зевксида,[15] а ему все было
мало для сооружения храма! Двери царской сокровищницы рас-
пахнулись настежь, золото потекло рекой, но источники истоща-
лись, а строительство так и не прекращалось, ибо постройки раз-
бирались одна за другой и, исчезнув, возрождались вновь, то раз-
мерами побольше, то с украшениями поизысканнее. Как впадающие
в море реки еще до впадения теряют по пути большую часть воды,
так и стекавшиеся туда деньги до срока растрачивались и исче-
зали.

      XV. Человек вроде бы весьма благочестивый, царь с самого
начала поступал дурно, пуская на ветер для сооружения храма
деньги, собранные налогами. Прекрасно, как говорит песнопевец,
любить благолепие дома господня и обитель славы его, и лучше
много раз подвергнуться в нем презрению, нежели вкусить счастья
из иного источника.[16] Ибо прекрасно это, и кто из возревновав-
ших господа и горящих его огнем скажет что вопреки? Но пусть
не оскверняется это благочестивое намерение, не свершается мно-
жество несправедливостей, не приходит в смятение общее дело и
не губится тело государства. Ведь тот, кто отверг цену блуд-
ницы и, как от пса, презрел жертву преступника,[17] не вошел бы
в роскошный и великолепный дом, ради которого было содеяно
много зла. Чем могут споспешествовать божественному благоче-
стию соразмерность стен, окружность колонн, развешанные ткани,
роскошные приношения и прочее великолепие, если для этого до-
статочно ума в божественных одеяниях, души, окропленной ду-
ховным пурпуром, соразмерности дел, благочиния мысли и, того
более, простоты духа, из коих внутри нас сооружается иной храм,
любезный и приятный господу? Роман же умел мудрствовать на
словах, знал силлогизмы, сориты и утиды,[18] но на деле вел себя
не как мудрец. Если уж нельзя было не злоупотреблять внешними
украшениями, то следовало позаботиться о дворце, украшать акро-
поль, восстановить разрушенное, пополнить казну и деньги пред-
назначить на военные нужды, а он этим пренебрег и ради того,
чтобы его храм превзошел красотой прочие, погубил все остальное.
Если позволено так сказать, он бредил храмом и готов был им
любоваться, не отрывая глаз. Поэтому он и придал ему вид цар-
ского дворца, установил троны, украсил скипетрами, развесил пур-
пурные ткани и сам проводил там большую часть года, гордясь и
восхищаясь красотой здания. Желая почтить богоматерь самым
красивым именем, он, сам того не заметив, дал церкви наименова-
ние, скорей подходящее смертной женщине, ибо слово «перивлепт»
означает «восхитительная».[19]

     XVI. Потом к зданию добавили еще одну пристройку, превра-
тили храм в прибежище для монахов, и это стало источником но-
вых несправедливостей и излишеств, пуще прежних. Роман не
почерпнул столь много из арифметики или геометрии, чтобы огра-
ничить чем-либо величину или число, подобно геометрам, которые
ограничивают множество,[20] но, словно рассматривая здание как
бесконечную величину, до бесконечности увеличивал и число мо-
нахов. Отсюда и другая пропорция: толпы монахов относились
к величине монастыря так, как поступающие припасы к толпам
монахов. Поэтому искали новую вселенную, разведывали море за
Геракловыми столбами[21]: первая должна была доставить спелые
плоды, второе — огромных, размером с китов, рыб. Полагая, ви-
димо, ложным утверждение Анаксагора о беспредельности миров,
он отсек большую часть нашего материка и отдал его храму. И вот
величина следовала за величиной, толпа за толпой, всякое новое
излишество превосходило предыдущее, и не было ничего, что бы
эстановило или положило предел этой расточительности. Роман,
видимо, так и не перестал бы громоздить одно на другое, если бы
жизни его не был положен конец.

      XVII. Рассказывают и о причине, по которой оборвалась его
жизнь. Перед тем как сообщить о ней, скажу следующее. Ко всему
прочему этот царь оказался неспособен к общению с женой. То ли
он с самого начала стремился к целомудренной жизни, то ли, как
утверждают многие, предался любовным утехам с другими женщи-
нами, во всяком случае. Роман пренебрегал царицей, от соитий
с нею воздерживался и питал отвращение ко всякому общению
с Зоей. А она возненавидела Романа из-за оскорбления, нанесен-
ного в ее лице царскому роду, и особенно из-за страсти к соитию,
которую — вопреки возрасту — поддерживала в ней изнеженная
жизнь во дворце.

                       Представление во дворец Михаила
                                          его братом

      XVIII. Это только вступление к рассказу — события же раз-
вивались следующим образом. У Романа еще до восшествия на
престол среди прочих находился в услужении некий евнух, проис-
хождения простого и низкого, но характера весьма деятельного.[22]
Он был еще приближенным самодержца Василия, который дове-
рял ему тайны, и хотя не возводил ни на какие высшие должности,
питал к нему искреннее расположение. У него был брат, до начала
царствования Романа еще мальчик, затем юноша во цвете лет
с пробивающейся бородой. Был он и телом прекрасно сложен, и
с лицом совершенной красоты, сверкающими глазами и воистину
розоволатый. Этого юношу брат представил императору — такова
была царская воля, — в то время как тот восседал вместе с импе-
ратрицей. Когда оба они вошли, император взглянул на юношу,
задал несколько коротких вопросов и велел выйти, но остаться
во дворце. Что же до его супруги, то пламя, столь же яркое, как
и красота юноши, ослепило ее глаза, и покоренная царица сразу же
впитала в себя от этого сокровенного соития семя любви к нему.
Однако до поры до времени ее любовь оставалась для всех тайной.

      XIX. Не в силах ни отнестись к своей страсти по-философски,
ни обуздать ее, она часто заговаривала с евнухом, которым раньше
пренебрегала и, начиная издалека, как бы мимоходом заводила
речь о его брате, внушала тому надежды и велела посещать ее,
когда он только пожелает. Юноша же, еще не догадываясь о ее
сокровенных желаниях, счел это признаком благоволения и, по-
винуясь приказу, стал приходить к ней со смиренным и робким
видом. Однако стыдливость озаряла его еще большей красотой,
красила в пурпур и окружала багряным сиянием. Императрица
старалась освободить юношу от страха, улыбалась, распрямляла
на лбу грозные складки и, как бы намекая на любовь, побуждала
к решительности. Когда же она дала возлюбленному явные дока-
зательства любви, то и он стал отвечать ей тем же, сначала не
очень смело, а затем все более откровенно и повел себя, как на-
стоящий влюбленный: внезапно обнимал и целовал царицу, гла-
дил ее руки и шею, действуя так, как его вышколил брат. Царица
все сильнее льнула к юноше и отвечала на его любовные ласки,
а он не испытывал к престарелой императрице никакого влечения
и только зарился на царское достоинство, ради которого был готов
на что угодно.

      До поры до времени обитатели дворца строили одни только
предположения и не шли дальше подозрений, но позднее, когда
любовь их бесстыдно себя обнаружила, о ней узнали все и про-
исходящее уже ни от кого не оставалось в тайне; начав с поцелуев,
они дошли до сожительства, и многие заставали их покоящимися на
одном ложе. Он при этом смущался, краснел и пугался, а она даже
не считала нужным сдерживаться, на глазах у всех обнимала и
целовала юношу и хвасталась, что не раз уже вкушала с ним на-
слаждения.

      XX. Я не удивляюсь, что она украшала и, как статую, покры-
вала его золотом, окружала сиянием перстней и шитых золотом оде-
яний. И чего только не сделает для своего возлюбленного влюб-
ленная императрица! Втайне от всех она время от времени са-
жала юношу на царский трон, вкладывала в руку скипетр, а раз
даже увенчала короной, при этом она снова и снова обнимала его,
называла статуей, радостью глаз, цветом красоты и отрадой души.
Такое она проделывала нередко и не сумела уберечься от глаз
одного соглядатая. Это был евнух, человек весьма высокопостав-
ленный при дворе, уважаемый за свой образ жизни и чин, отцов-
ский слуга императрицы. Увидев столь необычное зрелище, он
так был поражен, что чуть не лишился дара речи, однако Зоя
привела его в чувство, вывела из смятения и велела преданно слу-
жить юноше, как тому, кто и ныне царь, а в будущем станет истин-
ным самодержцем.

      XXI. Очевидное для всех оставалось тайной от императора —
такой туман застилал ему очи. Хотя его зрачки озаряло сверка-
ние молний, а уши оглушало грохотание грома и он видел молнию
и слышал гром, тем не менее сам как бы добровольно закрывал
глаза и затыкал уши. Вот пример: Роман, часто почивавший с ца-
рицей, еще не успев улечься на обтянутое пурпуром ложе, посылал
за этим юношей (только за ним!) и приказывал ему растирать и
массировать ноги, использовал его как спальничего и для того же
самого отдавал в его распоряжение жену. Когда сестра Пульхерия
и некоторые из служащих опочивальни раскрыли и обнаружили
готовящееся на царскую жизнь покушение и посоветовали при-
нять меры предосторожности, он вместо того, чтобы выдумать для
осуществления своего замысла какой-нибудь предлог, убрать тай-
ного прелюбодея и расстроить все действо, ничего не стал пред-
принимать и не прибег ни к какой уловке, а только призвал к себе
влюбленного, а вернее — любимого, и стал выспрашивать о его
любви. И когда тот изобразил, будто ни о чем понятия не имеет,
дал заверения, поклялся на святынях и принес лживые клятвы,
император счел предостережения других людей наветами, слушал
уже только юношу и называл его не иначе, как своим верным слугой.

      XXII. Было еще и нечто другое, что помогало тому избежать
подозрений императора. С детства юноша страдал тяжелым неду-
гом, время от времени его мозг постигало расстройство, при этом
он ни с того ни с сего неожиданно возбуждался, вращал глазами,
падал на землю, бился головой и долгое время сотрясался в кон-
вульсиях, затем снова приходил в себя и постепенно возвращался
в обычное состояние. Видя, что он подвержен такой болезни, им-
ператор жалел припадочного юношу, верил в его безумие и не ве-
рил в эту любовную связь и утехи. Многим, однако, его болезнь
представлялась лишь предлогом и прикрытием для коварных за-
мыслов, и это подозрение было бы справедливо, если бы позже,
уже императором, он не страдал от того же недуга. Однако отло-
жим это до рассказа о его царствовании — пока что беда шла ему
на пользу, и неподдельное страдание служило ему прикрытием
в осуществлении его намерения.

      XXIII. Уговорить самодержца в том, что любящие вовсе и не
любят, было делом нетрудным — он легко дал себя убедить. Как
я слышал от одного из прежних дворцовых служащих, который
знал об этой любовной истории императрицы и снабдил меня све-
дениями для моего сочинения, Роман сам как бы хотел верить в то,
что царица не состоит в любовной связи с Михаилом, но в то же
время, зная, что она весьма любвеобильна и переполнена страстью,
и не желая, чтобы эта страсть излилась сразу на многих людей,
не возражал против ее связи с одним любовником, делал вид, будто
ничего не замечает, и потворствовал царицыной страсти.

      Рассказывали мне и иное. Сам император-де спокойно относился
к любовным чаяниям или, лучше сказать, отчаянной любви своей
супруги, а возмущались ею его сестра Пульхерия и все поверен-
ные в ее тайны. И вот против них началась настоящая война, полки
шли в открытую, но о трофеях только строились догадки: царская
сестра вскоре умерла, та же судьба неожиданно постигла и од-
ного из ее сообщников, по воле царя покинул дворец другой, а ос-
тальные или смирились с происходящим, или попридержали
языки, и любовь уже не творилась втайне, а совершалась как бы
законно.

                                      Болезнь царя

      XXIV. Что же дальше? Тяжелая и необычная болезнь пости-
гла самодержца. Все тело его вдруг подверглось гниению и порче,
аппетит исчез, сон быстро отлетел, и все дурное на него навали-
валось: жесткость нрава, неуживчивость характера, приступы гнева,
ненависти и раздражения, ранее ему неизвестные. Человек с ран-
ней юности общительный, он стал тогда недоступным и замкнутым.
Улыбка покинула его вместе с обаянием души и приятностью
нрава, он никому не верил и сам не внушал доверия, подозревал и
вызывал подозрение. Широтой натуры он уже больше не отли-
чался, стал скуп на денежные раздачи, раздражался от каждой
просьбы и приходил в гнев от всякого слова жалобы. В то же время,
несмотря на тяжкие телесные страдания, он не забывал об обязан-
ностях и не пренебрегал царскими процессиями — напротив, обла-
чался в шитые золотом одежды, надевал на себя другие украше-
ния, словно взваливал груз на немощное тело, но во дворец после
этого возвращался с трудом и чувствовал себя потом еще хуже.

      XXV. Я (в то время мне не было и шестнадцати) нередко ви-
дел его в таком виде во время процессий — царь мало чем отли-
чался от мертвого: все лицо его было распухшим, цветом не лучше,
чем у пролежавшего три дня покойника, он часто дышал и оста-
навливался, не пройдя и нескольких шагов, волосы свисали с его
головы, как у трупа, редкая прядь в беспорядке спускалась на лоб,
колеблясь, видимо, от его дыхания. В то время как другие уже по-
теряли надежды, сам он не отчаивался, вверял себя искусству вра-
чей и у них искал спасения.

                                      Смерть царя

      XXVI. Я не могу сказать, причинила ли какое-либо зло импе-
ратору сама любовная пара и их сообщники, так как не склонен
обвинять, если не располагаю точными сведениями; остальные, од-
нако, согласны в том, что они сначала одурманили императора
снадобьями, а потом подмешивали ему в пищу и черемицу.[23] Ни-
чего больше сейчас не буду говорить по этому поводу, кроме того,
что именно они стали причиной его смерти. Так обстояли дела, и
император совершал приготовления к нашему общему воскресению
и собирался на следующий день выйти на народное празднество.[24]
Еще до рассвета он отправился в одну из бань, расположенных не-
подалеку от царских покоев, при этом его никто не вел за руку, и
ничто не предвещало близкой смерти — он бодро шел, чтобы ума-
стить, умыть и специальными средствами очистить свое тело. Войдя
в купальню, он прежде всего вымыл голову, потом смочил во-
дой тело, и, поскольку дышалось ему легко, вступил в вырытый
посредине бассейн. Сначала он с удовольствием окунулся и легко
поплыл, с наслаждением выдыхая воздух и освежаясь, затем
в воду зашли и некоторые из сопровождающих, чтобы поддержать
и дать отдохнуть императору—таково было его распоряжение.
Совершили ли они какое-нибудь насилие над ним, точно сказать
не могу, но те, кто связывает это со всем случившимся, утверж-
дают, что, когда самодержец по своей привычке опустил голову
под воду, они сдавили ему шею и довольно долго держали его в та-
ком положении, а потом отпустили и ушли. Оставшийся внутри
воздух, придав легкость членам, как пробку, вытолкнул из воды
почти бездыханное тело, и оно, бесчувственное, вынырнуло на по-
верхность. Немного придя в себя, царь понял, в какой беде очу-
тился, и протянул руку, ища поддержки и помощи. Кто-то пожа-
лел его в несчастье, обхватил руками, вытащил из воды и в этом
жалком виде водрузил на ложе. На поднявшийся тут крик сбе-
жались люди, среди них императрица без свиты, с выражением
глубокой печали на лице. Едва взглянув на мужа, она тотчас
ушла, удостоверившись по его виду в близкой кончине. А он, глу-
боко и горестно вздохнув, посмотрел по сторонам и, не в силах
вымолвить ни слова, видом своим и движением головы постарался
выразить волю души. Но никто ничего не мог понять, и он, закрыв
глаза, задышал все чаще. Затем рот его неожиданно широко рас-
крылся, и оттуда вылилась темная, вязкая жидкость, после этого
он еще раз или два вздохнул и расстался с жизнью.[33]
 
 

                                        *****
 
 
 
 
 

                                ПРИМЕЧАНИЯ
 

1. Аргиропул, т. е. сын Аргира. Аргиры — знатный византийский род,
известный еще с IX столетия,

2. Василий 1 (867—886), родом иэ Македонии, был основателем так на-
зываемой Македонской династии, последними отпрысками которой были Зоя
и ее сестра Феодора.

3. Под латинской наукой византийцы обычно понимали юриспруденцию.

4. Император-философ Марк Аврелий принадлежал к династии Антонинов.
Август — император Октавиан Август,

5. Т. е. в священном писании.

6. Имеется в виду проблема «непорочного зачатия» Иисуса Христа.

7. Сарацины — обычное наименование арабов. Келесирией византийские
авторы называли восточную часть Сирии. Халеб — современный Алеппо.

8. Основная часть Сирии была возвращена под византийское господство
еще в Х в, Василий II относительно меньше уделял внимания восточным
землям, в результате чего арабы начали теснить византийцев. Особенно ак-
тивно боролся с империей фатимидский наместник Алеппо. Уже в царство-
вание Романа III поражение от арабов понес стратиг Антиохии Спондил.
Роман низложил его, назначив на его пост мужа своей сестры Константина
Карандина (1030 г.). Константин Карандин выступил в Антиохию, а вслед
за ним со всем войском двинулся и сам царь.

9. Согласно Скилице (Скил., 379), послы от алеппского эмира прибыли
не в Антиохию, а в Филомилий. Роман отказался прислушаться к голосу
командиров своего войска и ответил отказом на мирные предложения арабов.

10. Иначе обстоятельства поражения войска Романа описывает Скилица
(Скил., 380). Роман остановился лагерем в двух дневных переходах oт
Алеппо и выслал разведывательный отряд во главе с Львом Хиросфактом
Этот отряд попал в засаду (возможно, Пселл переносит этот эпизод на все
войско). Арабы блокировали лагерь Романа, лишив его воды и припасов
Византийцы вынуждены были 10 августа 1030 г. бежать и искать спасения
в Антиохии.

11. «Евклидовых времен» — выражение, аналогичное русскому «при царе
Горохе».

12. Пселл говорит о мировом Уме, учение о котором было развито фило-
софами-неоплатониками. Постижение мирового Ума невозможно с помощью
логических и научных доводов (т. е. «низшей философии») и может осу-
ществиться лишь путем «восхождения души» и мистического созерцания.

13. Имеется в виду знаменитый храм, сооруженный в Иерусалиме библей-
ским царем Соломоном.

14. Главный храм Византийской империи — церковь св. Софии — был воз-
двигнут императором Юстинианом I в 532—537 гг.

15. Пселл называет великих древнегреческих мастеров, чьи имена стали
нарицательными.

16. Весьма вольная   библейская   реминисценция  (Псалт., XIV, 1;
XXXIII, 1).

17. И здесь Пселл весьма вольно цитирует Библию (Второзак., 23, 18)
На основании библейского текста, мы уверенно меняем agalma («статуя»
рукописи на allagma («цена»).

18. Сориты и утиды — виды силлогизмов. Пселл был большим знатоком
логики. Ему принадлежит специальное сочинение по этому предмету, которое
было переведено на латынь и сыграло немалую роль в развитии европейской
средневековой логики.

19. Перивлепт — греч. Peribleptos. Перивлептский богородичный мона-
стырь был расположен в юго-западной части города.

20. «Множество» — греч. to poikilon. Перевод небезусловен. Пселл не
упускает случая похвастаться знанием математики.

21. Т. е. за Гибралтаром.

22. Речь идет об Иоанне Орфанотрофе, родом из Пафлагонии. Иоанн при
Романе III был препозитом, а после основания сиротского приюта в 1033/34 г.
назначен его смотрителем, отсюда и его прозвище Орфанотроф — досл. «кор-
милец сирот». Подробно об Иоанне Орфанотрофе Пселл повествует ниже.

23. По сообщению Скилицы (Скил., 389), Роман заболел, отравленный
Иоанном Орфанотрофом. Уже больного, его потчевали медленно действующим
ядом Зоя и Михаил,

24. Т. е. на Пасху.

25. Император Роман III был убит 11 апреля 1034 г.