М.В. Бибиков

[из главы «Историография эпохи "византийского энциклопедизма"»]
 

Большинство памятников исторической мысли Х в.
так или иначе связано с именем императора КОН-
СТАНТИНА VII БАГРЯНОРОДНОГО (905—959), но-
минально ставшего василевсом в 913 г. после смерти
своего отца — Льва VI, но период самостоятельного
правления которого начался лишь в 945 г. В некото-
рых случаях император был вдохновителем и иници-
атором исторического сочинения, в других, вероятно,
редактором, наконец, иногда Константин выступает
как самостоятельный автор. Фигура просвещенного
монарха, каким традиционно представляется Констан-
тин, во многом определила характер и особенности
так называемого «македонского ренессанса» конца
IX—Х вв.* Василевс покровительствовал Магнаврской
школе (университету), задумал и осуществил ряд про-
ектов энциклопедического характера.

Основной тенденцией культурного развития этой
поры стала систематизация — в частности, права («Ва-
силики»), лексики языка («Суда»), сельскохозяйст-
венного опыта («Геопоники»), военных знаний (раз-
личные «Тактики»), житийной литературы («Меноло-
гий» Симеона Метафраста). Наиболее объемным
трудом историографического характера, связанным с
именем Константина, стали сборники эксцерптов из
античных и ранневизантийских памятников, объеди-
ненные тематически в 53 раздела (upoqeseiV) и пред-
ставляющие собой не только литературно-антикварный
интерес, но и имеющие практическую значимость. До
нас дошли лишь немногие эксцерпты — «О посоль-
ствах», «О добродетели и пороке», «О заговорах против
василевсов», «О полководческом искусстве».** В них
использован богатый историографический материал,
причем ряд исторических текстов (Евнапий, Приск,
Малх, Петр Патрикий, Менандр) стали нам известны
лишь благодаря компендиуму Константина Багряно-
родного. Не только историко-военные или историко-
дипломатические проблемы, но и вопросы идеологии и
морали решаются с помощью текстов памятников ис-
торической мысли (например, «История» Диона Кас-
сия занимает значительную часть сборника «О добро-
детели и пороке»).

Такой же характер — отчасти справочно-энцикло-
педический, отчасти познавательно-дидактический —
носят и три основных сочинения Константина Багря-
нородного, известные под условными названиями «Об
управлении государством» («Об управлении импе-
рией»), «О церемониях византийского двора» и «О фе-
мах». Каждый из этих трактатов, не являясь непо-
средственно ни хроникой, ни историографической мо-
нографией, основан на историческом материале,
отчасти почерпнутом из древних источников, отчасти
отражавшем результаты политической практики вре-
мен Константина и его предшественников.

Первое произведение,*** написанное в 948—952 гг. и
адресованное сыну императора Роману, дает практи-
ческие наставления по внешнеполитическим вопросам,
приводит сведения о «варварских» народах, с которы-
ми Византия имела те или иные контакты, — о пече-
негах, хазарах, русских, болгарах, «тюрках» — венг-
рах и др.; трактат содержит ряд историко-геогра-
фических и этнографических экскурсов — об арабах,
об Испании, Италии, Далмации, о хорватах и сербах, о
Северном Причерноморье и Кавказе. Сочинение имеет
четкую композиционную структуру, и вместе с тем ха-
рактер частей неодинаков: наряду с дидактико-
политическими разделами глав 1—13, непосредственно
проблемам современной памятнику дипломатии посвя-
щены главы 43—46. «Об управлении государством» не
было произведением для широкой публики: политичес-
кие рекомендации будущему императору не предназна-
чены для широкого оглашения. Трактат и дошел в
единственном списке, изготовленном, вероятно, с ори-
гинала в 1059—81 гг. по заказу кесаря Иоанна Дуки,
т. е. в тот период произведение не покидало придвор-
ных кругов. На него нет ссылок ни у его современни-
ков, ни у историков более позднего времени.

В произведении, обычно называемом «О церемони-
ях византийского двора»,**** досконально расписана ре-
жиссура приемов, в частности иностранных по-
сольств — в соответствии с рангом приезжающих. Ис-
торический материал касается правления Льва I,
Анастасия I, Юстина I, Льва II и Юстиниана I. Для
историков Руси огромное значение имеет подробное
описание приема княгини Ольги в Константинополе,
главным устроителем которого был сам Константин.

В прооймионе автор пишет об исторической значи-
мости своего произведения: «Множество событий забы-
вается и ускользает за большой промежуток времени,
и если бы пренебрегали великим и почетным заняти-
ем — описанием царских обрядов, если бы это, так
сказать, обрекли на вымирание, на царскую власть
можно было бы смотреть как на будничное и поистине
лишенное красивой внешности явление». Весь рассказ
основан на собственных авторских наблюдениях, а со-
бытия прошлого описываются по литературным произ-
ведениям и, возможно, архивным документам. Сам
Константин так формулирует принципы своей работы:
«...мы решили все то, что самими нами видено и в на-
ши дни принято, тщательно выбрать из множества ис-
точников и представить для удобного обозрения в этом
труде тем, кто будет жить после нас; мы покажем за-
бытые обычаи наших отцов, и, подобно цветам, кото-
рые мы собираем на лугах, мы прибавим их к царской
пышности для ее чиетого благолепия» (1.4.2—7 Bonn).
В произведении встречаются, однако, и вставки более
позднего времени: так, подробный рассказ о государст-
венном перевороте 963 г., выдержанный в благоприят-
ных для Никифора Фоки тонах, мог быть составлен,
вероятно, уже после убийства Никифора в 969 г. на
основе реконструированного памятника Х в. — так на-
зываемой «Истории Фок», послужившей источником
для ряда исторических сочинений (Продолжатель Фео-
фана, Лев Диакон, Иоанн Скилица и др.)

В большей степени архаически-классификатор-
скими чертами отмечен трактат «О фемах»,***** где на
основании более древних памятников рассматривается
происхождение византийских административно-терри-
ториальных округов. Наряду с данными, уходящими
в далекое прошлое и лишенными актуального значе-
ния, в произведении встречаются и сведения, совре-
менные эпохе составления трактата.

-------------------------------------------
* Lemerle P. Premiere humanisme byzantin. Paris, 1971.
** Excerpta historica iussu imperatoris Constantini Porphyrogeniti
confecta, ed. U.Ph.Boissevain, C. de Boor, Th. Buttner-Wobst, v. 1-4.
Berolini, 1903 - 1910.
*** Constantini Porphyrogenitus. De administrando imperio. Ed. Gy.
Moravcsik, R. Jenkins. V.1. Washington, 1967; V.2. London, 1962.
**** Constantini Porphyrogeniti imperatoris De cerimoniis aulae Byzantinae,
rec. I. Reiske, v. 1 - 2. Bonnae, 1829 - 1830; Constantin VII Porphyrogenete.
Le livre des ceremonies, ed. A. Vogt, t. 1 - 2. Paris, 1935 - 1940; пер.
Л.А. Фрейберг.
***** Constantino Porfirogenito. De thematibus, ed. A. Pertusi.
Citta del Vaticano, 1952.
 
 

По изданию: Бибиков М.В. Историческая литература Византии.-
  СПб.:Алетейя, 1998. - С.95-98.